Как кризис изменил цены в бизнес-школах

Кризис затронул не только реальный сектор экономики. Сложная экономическая обстановка отразилась и на рынке бизнес-образования. Правда, реакция школ на кризис различалась. Одни стали срочно вводить антикризисные программы МВА, другие предлагать существенные скидки, третьи пока заняли выжидающую позицию.

В ближайшие несколько лет российские бизнес-школы будут конкурировать за время предпринимателей и управленцев, которые будут разрываться между желанием понять, что делать дальше - пройти обучение, построить стратегию развития на несколько лет вперед, - и желанием сохранить бизнес, отмечает Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления "Сколково": "Другая тенденция - компании будут просить максимально практичные инструменты. Уйдет с рынка образование "впрок", которое получают с надеждой, что оно "когда-нибудь пригодится". Сейчас нужно образование, которое будет сродни консалтингу, предлагающее чуть ли не решения конкретных кейсов. Также могут уйти с рынка программы из разряда edutainment, которые были призваны показать следование компании модным тенденциям - образовывать сотрудников и повышать их лояльность, вовлекая в тренинги, бизнес-игры и мастер-классы, которые не несли серьезной контентной нагрузки".

Кризис обострил проблемы российских компаний: стала очевидной нехватка финансовых и трудовых ресурсов, упал спрос на продукцию и услуги. В условиях снижения эффективности самыми востребованными у менеджеров становятся компетенции антикризисного управления. Школы бизнеса, как правило, первыми улавливают рыночные тенденции, вводя новые курсы или блоки дисциплин, говорит Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА: "Тем не менее бизнес-школы не готовы серьезно поступиться программами МВА в угоду кризису. По мнению многих руководителей школ бизнеса, антикризисная тематика уместна только для краткосрочного обучения. Кризисы приходят и уходят, а умение справляться с ними менеджеры получают в ходе фундаментального обучения на МВА - антикризисный инструментарий, как правило, изначально встроен в программу".

Реакция бизнес-школ на ухудшение экономических условий деятельности в стране различалась в зависимости от того, к какому классу принадлежит та или иная школа. Ведущие бизнес-школы страны отреагировали в основном созданием программ, которые были бы рассчитаны на создание новых управленческих команд либо оптимизацию операционной деятельности, рассказывает Игорь Баранов, заместитель директора Института "Высшая школа менеджмента" СПбГУ по научной и учебно-методической работе, директор программ МВА: "Другими словами, на ту тематику, которая сейчас наиболее востребована корпоративными клиентами в условиях, когда им придется менять свои стратегии и оптимизировать свои издержки. Топовые школы в основном пошли по пути дальнейшей кастомизации своих программ. В то время как школы второго эшелона в основном пошли по пути снижения цен на реализуемые программы".

Однако больших скидок ожидать не стоит. Качественное бизнес-образование - продукт с высокой себестоимостью. Если кто-то объявляет понижение цены, то это сигнал либо о снижении качества продукта, либо о завышенной ранее цене, уверен Михаил Корытный, проректор НОУ ВПО "Международный институт менеджмента ЛИНК": "Сегодняшняя ситуация поможет выявить действительно качественные программы, с оптимальной ценой - она не сможет сильно измениться. Либо потребители поймут, за что стоит платить, а за что нет, либо такие программы просто уйдут с рынка. Что касается другой реакции, то мы, например, смогли вовремя сконструировать новую программу, состоящую из более коротких курсов. Это позволяет клиенту не отвлекать сразу много средств и планировать свое образование в режиме индивидуальной траектории обучения".

Конъюнктура рынка изменилась, и бизнес-школы реагируют на новые реалии. Поскольку сегодня на первый план выходит необходимость знаний и опыта в антикризисном менеджменте, школы перестраивают свои действующие программы с учетом нынешних реалий. "Перестройка наших программ бизнес-образования произошла с учетом новых потребностей, которые возникли и сформировались сейчас у российского бизнеса. Это потребность разработки стратегий оптимизации издержек, потребность учета в своей деятельности факторов внешней среды в гораздо большей степени, чем это было раньше. Это основные причины изменений, произошедших в действующих программах школ бизнеса", - рассказал Игорь Баранов.

"Мы почувствовали рост интереса слушателей к блокам управления изменениями и проектами, которые включают в себя большинство инструментов антикризисного менеджмента. При этом, очевидно, комплексное видение функционирования организации, владение инструментами системного анализа необходимо при любом виде стратегического менеджмента, а антикризисный - лишь одна из его форм", - говорит Михаил Корытный.

Бизнес-школы сейчас стоят перед выбором: либо бороться с рынком, либо предложить ему новое качество. От бизнес-образования сейчас наиболее остро ожидается быстрая, эффективная отдача. Для этого школам бизнеса нужно поменять парадигму образования с педагогической на андрагогическую, полагает Михаил Корытный: "Учащийся должен применять новые знания в своей реальной работе не по окончании обучения, а в процессе обучения. Контакт с преподавателем должен быть основан не на передаче знаний, а на анализе и оценке успешности применения этих знаний в реальной практике. В этом случае затраты на бизнес-образование становятся очень "короткой" инвестицией, возврат происходит сразу. К сожалению, таких предложений на рынке очень мало, по сути, потребитель почти не знает о существовании в России нового поколения образования".

Если же ситуация не изменится, то начнет расти спрос на дешевое образование, оправдывая низкое качество, либо начнет расти спрос на эффективное, результативное образование, оправдывая его более высокую цену. В первом случае потребители будут исходить из соображений экономии средств, что сейчас важно, но такое образование не принесет реальной пользы бизнесу. Во втором случае российская экономика сможет получить поддержку качественными управленцами прямо сейчас. Это более затратно в короткой перспективе, требует больше энергии и усилий от слушателей, но оправданно с точки зрения возврата инвестиций. Все зависит от того, готовы ли меняться бизнес-школы и примет ли сейчас российский менеджмент оперативное или стратегическое решение