Новости

18.03.2015 18:59

Доступ разрешен?

Опасность для детей представляет не интернет, а отсутствие в нем цензуры
18 марта 2015 года в медиацентре "Российской газеты" состоялся "круглый стол" в формате видеомоста Москва-Нижний Новгород на тему "Проблемы компьютерной зависимости у детей".

Со стороны Москвы в нем приняли участие Татьяна Клименко - помощник министра здравоохранения РФ, доктор медицинских наук, профессор, Евгений Ямбург - директор школы №109 г. Москвы, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, Зураб Кекелидзе - генеральный директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения РФ (ФМИЦПН), Евгений Макушкин - главный детский психиатр Минздрава РФ, заместитель генерального директора (ФМИЦПН) Минздрава РФ, Лев Пережогин  - ведущий научный сотрудник (ФМИЦПН) Минздрава РФ. Нижний Новгород представляли - Сергей Кучин - министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, Елена Калинкина - проректор ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", Людмила Шевцова - заведующая кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", Елена Жаркова - главный редактор интернет-телеканала "Время Н", Ирина Еникеева - директор ИА "Ньюсрум 24", Елена Софронова - президент Нижегородского областного общественного благотворительного Фонда помощи детям-сиротам, Наталья Вакула - заведующая психолого-педагогическим отделением ГБУ "Областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка", Мария Богомолова - директор Приволжской медиашколы.

Тема компьютерной зависимости, которая создает серьезные риски для здоровья детей, является сегодня сверхактуальной для педагогов и врачей занимающихся детской психологией. На VIII международном форуме Информационных технологий который пройдет в апреле в Нижнем Новгороде, один из дней планируют сделать "детским" и посвятить его вопросам психологической безопасности детей и подростков. "Круглый стол" в формате видеомоста между Москвой и Нижним Новгородом с участием известных специалистов, позволил обсудить проблему со всех сторон.

По словам Татьяны Клименко, компьютерная зависимость - большая проблема для современного мира. Многие родители считают, что гораздо проще и безопаснее усадить ребенка за компьютер, чем заниматься его развитием самостоятельно, поэтому в сегодняшнем обществе основным каналом получения представлений о внешнем мире у детей выступает интернет. Это может стать причиной проблем, связанных с социализацией ребенка в будущем.

- Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители начинают требовать от него активности, хотят, чтобы он был самостоятельным, требуют от него каких-то социальных поступков и, когда они всего этого не получают, становится очевидно, что существует дефект в социализации такого ребенка, - пояснила помощник министра здравоохранения РФ, - и этот дефект возник именно потому, что малыш пассивно воспринимал информацию через интернет и не получил реальных навыков, которые ему, как развивающейся личности, были необходимы, которые он должен, в соответствии со своей возрастной нормой, получать в результате взаимодействия со сверстниками и другими людьми.

Евгений Ямбург придерживается мнения, что современные гаджеты - это палка о двух концах: в одном случае могут нанести психическую травму, а в другом - помочь ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации.

- Чтобы рассказать о пользе инновационных технологий для развития ребенка, далеко ходить не надо, - продолжил Евгений Ямбург. - Самый яркий пример - онкологическая больница, где пациентам запрещают использовать книги и другие информационные бумажные носители из гигиенических соображений. Если дети находятся в ремиссии, они могут заниматься в группах напрямую с учителями, если же нет, если ребенок находится в отдельном боксе, то другого источника информации кроме планшета у него нет. Он может посещать уроки, консультироваться с учителями, читать книги через интернет - и это огромный прогресс. Это позволяет очень многим ребятам не выпадать из жизни, несмотря на тяжелое заболевание. Это окно в мир. Если оно организовано, защищено, если там есть специалисты, которые действительно контролируют процесс - то это как лекарство. В одних дозах оно может быть ядом, в других - живой водой.

Генеральный директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения РФ Зураб Кекелидзе также считает, что проблема кроется не в доступности для детей высоких технологий, а в отсутствии цензуры.

- Интернет - это всего лишь источник информации. Сначала появились народные сказатели, затем книга, затем СМИ, а вот теперь всемирная сеть, - пояснил Зураб Кекелидзе. - Но интернет это одно, а контент, который там содержится - совершенно другое и мы должны различать два этих понятия. Ограничение доступа к одним источникам информации и свободный доступ к другим существовал всегда, цензорами выступали родители, библиотекари, общественные учреждения и т.д. Но сейчас мы находимся в ситуации, которую можно охарактеризовать как переходный период, когда родители или старшие люди могут просто не знать, как справляться с новыми технологиями, а современные дети владеют этими навыками в совершенстве. В итоге мы получаем отсутствие цензуры не потому, что взрослым безразлично, а просто потому, что не все могут быть источником контроля. Ребенок сидит у компьютера, смотрит и молчит - ну и хорошо, думают родители, он дома, под присмотром, в тепле, ничем плохим не занимается. Вот в этом проблема.

Главный детский психиатр Минздрава РФ Евгений Макушкин уверен, что подрастающее поколение - это дети новой генерации, которые развиваются не только благодаря родителям и сверстникам, но и благодаря массовым информационным потокам. Поскольку интернет-пространство, окружающее нас, постоянно видоизменяется и совершенствуется, с ребенком, погруженным в эту среду с рождения, происходит то же самое - это нормально.

- Наверное, педагоги и психологи поддержат, ничего плохого нет, если ребенок читает например в интернет-библиотеке. Ничего плохого нет, если ребенок, не имея возможности вместе с родителями вылететь в Париж и посетить Лувр, изучает его через интернет, может оказаться на любом континенте, посмотреть в онлайн-режиме Арктику, Австралию и т.д. - отмечает Евгений Макушкин. - Это прекрасная, уникальная образовательная и познавательная программа, которую нам представляют информационные коммуникационные системы. По мнению психиатра, сама по себе такая возможность прекрасна, но иногда норма переходит в патологию и тогда уместно говорить о зависимости.

- Здесь не бывает отстраненных фигур - ответственны все, - утверждает Евгений Макушкин. - В первую очередь родители, которые упускают момент, когда состоялся переход от праздного интереса ребенка к зависимости от погружения в бесконечное информационное пространство. А также система образования, которая, в свою очередь должна закладывать в работу с гаджетами какие-то нормативы, потому что информационная перегрузка зрительных анализаторов, центральной нервной системы влечет бессонницу, изменение поведения, раздражительность. Как следствие снижение внимания, успеваемости, способности адекватно оценивать ситуацию, психическое и физическое истощение.

В ходе обсуждения, все специалисты сошлись во мнении, что хотя бы в школах, обязательно должны присутствовать специалисты-психологи, которые будут помогать ребятам решать свои внутренние проблемы, в том числе появившиеся в результате тесного взаимодействия с гаджетами. Но реалии таковы, что подобных специалистов не хватает, сейчас даже в Москве один психолог работает на два-три учебных заведения.

- Психолого-педагогическое сопровождение должно присутствовать на всех этапах работы с детьми, начиная с младенчества и заканчивая совершеннолетием, - считает Евгений Ямбург. - Но сейчас происходит оптимизация, специалистов подобного профиля выводят из штата.

Что с этим можно поделать? По словам специалистов - объединить усилия здравоохранения, образования и родительские ресурсы для того, чтобы комплексно решать проблемы воспитания подрастающего поколения используя доступные методы.