Новости

18.03.2015 00:20
Рубрика: Общество

В паре с биологом

В последние годы инженерный труд сильно изменился
В этом году школу окончат около 700 тысяч учеников. Большинство, как и прежде, хотят поступать в вузы. Только юридические и экономические специальности абитуриенты сейчас выбирают все реже. Зато растет конкурс на инженерные профессии и программы дополнительного образования. Что может измениться в этом году в правилах приема в вузы? Сколько инженеров нужно России? Как часто выпускникам вузов надо обновлять знания и повышать квалификацию? Об этом "РГ" рассказывает заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.

Российская газета: В вузах открыто примерно 200 тысяч мест на инженерных специальностях. Сколько инженеров нужно сейчас в России?

Александр Климов: В последние годы инженерный труд существенно изменился. Теперь мало знать только свою узкую профессиональную область, надо обладать широкими компетенциями, чтобы грамотно организовывать деятельность, взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде. Причем в команде, куда зачастую входят люди, не имеющие инженерного образования, - дизайнерами, биологами, врачами. Важнейшей характеристикой выпускника является то, насколько быстро он может адаптироваться под изменения технологий и моделей организации производства. Поэтому вопрос не только и не столько в том, какое количество инженеров нужно, а еще и в том, где они нужны и какими знаниями и компетенциями они обладают. Для решения этих вопросов приказом министра образования утвержден координационный совет по инженерному образованию. Основная задача координационного совета - актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты, привести их в соответствие с утверждаемыми в настоящее время профессиональными стандартами. Далее будут разработаны примерные образовательные программы. Это важно. Хотя, с моей точки зрения, наши ведущие вузы и сегодня выпускают толковых инженеров и технологов.

РГ: Как быстро устаревают знания выпускников вузов, в том числе инженерных?

АК: Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания фактически начинают устаревать. Есть технологии, которые меняются в течение года-двух. Особенно в области обработки и использования информации.

РГ: Выпускники школ плохо знают физику, математику. В этом году даже пришлось снижать минимальный порог, чтобы не оставить двоечников без аттестатов. При этом количество мест неинженерных специальностей растет. Зачем нам столько плохих инженеров?

АК: Сдать хорошо ЕГЭ по математике, физике, химии достаточно сложно. У нас обеспечена доступность высшего образования. Гораздо сложнее обеспечить доступность качественного высшего образования. Ключевой фактор успеха - мобильность абитуриентов и студентов. По абитуриентам ЕГЭ сыграл ключевую роль. Дал возможность учиться в ведущих вузах лучшим выпускникам школ. Кстати, все ректоры, которые присутствуют на этой встрече, принимают ежегодно много выпускников школ из регионов. Сейчас развиваем академическую мобильность студентов в рамках сетевых образовательных программ.

РГ: Продолжится ли Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров, по которой прошли переобучение около 16 тысяч человек?

АК: Я считаю, что это одна из самых успешных программ. Ректоры вузов активно участвовали в ее реализации вместе с ведущими предприятиями. Сейчас мы работаем над тем, чтобы еще на два года продлить эту программу.

РГ: Что может измениться в правилах приема в инженерные вузы?

АК: В целом порядок приема в вузы на 2015/2016 учебный год имеет высокую степень преемственности в сравнении с предыдущими годами. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ могли планировать свою деятельность. Начиная с этого года, вузы смогут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов. Дополнительные баллы могут начисляться за спортивные достижения, аттестат с отличием, волонтерскую деятельность, участие в олимпиадах, итоговое сочинение. Вуз сам решает, сколько баллов начислять и за что. Важно, что все правила приема опубликованы вузами еще 1 октября. Поэтому рекомендую смотреть информацию на их сайтах.

Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания фактически начинают устаревать

РГ: Куда не надо поступать абитуриентам в этом году? Какие технические вузы ожидает реорганизация?

АК: Любые решения возможны только после взвешенной оценки последствий реорганизации. При этом все права студентов на образование по избранной специальности защищены. Также рекомендую посмотреть на общедоступном сайте www.miccedu.ru/monitoring/ результаты мониторинга вузов и филиалов. Очень полезная информация для вдумчивых абитуриентов и их родителей. Я сам им пользуюсь при необходимости.

Досье

4 сентября 1961

Родился в с. Ореховка Самарской области.

Окончил Тольяттинский политехнический институт, заочную аспирантуру Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.

1984-1990

Работал инженером-конструктором в научно-техническом центре АвтоВАЗа.

1992-2005

Проректор, декан, заведующий кафедрой НОУ Тольяттинская академия управления.

2005-2012

Проректор, директор института технологий образования, директор центра образовательной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Руководитель и исполнитель свыше 50 проектно-аналитических работ в сфере развития профессионального образования, общественных финансов, управления предприятиями. Эксперт Всемирного банка. Автор свыше 60 публикаций.

2009

Вошел в Список лиц, включенных в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации.

Директор образовательной программы Президентской Академии: Подготовка высшего резерва управленческих кадров.

Имеет степень кандидата технических наук по специальности "Управление в социальных и экономических системах".

Женат, воспитывает сына и дочь.

Прямая речь

Владимир Путин, президент РФ

Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости.

Общество Образование Правительство Минобрнауки
Добавьте RG.RU 
в избранные источники