Об этом сегодня говорили на "круглом столе" в "Российской газете", прошедшем в формате видеомоста между Москвой и Нижним Новгородом. В Нижнем через месяц соберется Международный ИТ-форум, один день которого будет полностью посвящен детской безопасности и детскому здоровью.
Проблема чрезмерного внимания и интереса детей к компьютерным технологиям - проблема известная. Даже сложно сказать, чему сегодня ребенок учится прежде - алфавиту или умению вбивать в строку браузера правильные адреса веб-сайтов. С одной стороны, Интернет - это окно в мир. С другой - источник проблем, пропускать которые опасно.
По мнению помощника министра здравоохранения РФ профессора Татьяны Клименко, часы, проведенные ребенком в Интернете, - это нередко в будущем проблемы его социализации, изменение его личности, которые часто оказываются необратимыми. Они проявляются не сразу, и предупредить их проще, чем исправить.
- Сначала родители видят только огромное количество удобств от того, что ребенок дома, не общается с теми сверстниками, которые могут дурно на него повлиять, - пояснила Татьяна Клименко. - Это очень удобно. Но у ребенка не формируются навыки взаимоотношений, поведения в коллективе.
Конечно, Интернет - это огромные возможности. В семье, которая, к примеру, не в состоянии съездить в Париж, ребенок может виртуально посетить Лувр. Разве плохо? Или найдется ли родитель, который будет возражать против того, что его дочь или сын проводят время в онлайн-библиотеке? Растет новое поколение, и мы вынуждены его догонять и даже опережать в области современных технологий. Отказываться от них, считают наши эксперты, глупо. Эти технологии могут приносить огромную пользу в воспитании и образовании. Поэтому другого пути, кроме как стать навигатором этого процесса, просто не существует.
Конечно, необходим некий "фильтр": вопрос ведь не столько в технологиях, сколько в содержании. Не всякую книжку родитель подсунет своему ребенку, так и не всякому занятию за компьютером следует давать зеленый свет, и не всякую страничку в Интернете разрешать загружать.
По мнению детского психотерапевта Льва Пережогина, проводить ребенку за компьютером два часа в сутки можно и нужно. В среднем это и есть тот баланс, который следует соблюдать, чтобы не допустить информационной перегрузки и риска психических заболеваний.
А если симптомы компьютерной зависимости - много времени за компьютером, раздражительность, усталость, бессонница - появились, то следует обратиться за помощью к профессионалам. В этом случае - к детским психотерапевтам, психологам.
На практике в одном из двух случаев детской компьютерной зависимости причиной стало другое психологическое расстройство, которое не было диагностировано. И именно оно повлекло за собой пристрастие ребенка к компьютеру. Во втором случае показана терапия, которая, по сути, схожа с терапией по излечению от любой зависимости. 10-12 занятий, считает врач, достаточно, чтобы ребенку, по его словам, вернуться к трезвой жизни.