Хотя друзья всегда называли меня шустряком и живчиком! А тут делать ничего не хочу! То есть браться берусь, но до конца не довожу - сам не пойму, почему, любую отмазку использую, чтоб не доделывать начатое! Девушка моя (она недавно ударилась в религию) говорит: "Молиться надо! Исповедоваться! Иди причастись!" Я не против: надоело состояние вареного овоща. Но тут же в голове начинает свербеть: "А зачем?" Зачем пост? Молитвы? Времени и так не хватает! А главное: силы откуда взять?"
Костя Р.
И я вас приветствую, Константин! На гормональные бури я бы, по совести говоря, особо не полагалась - неизвестно, куда вынесет. А вот ваши вопросы: "Зачем пост? Зачем молитвы? Откуда взять силы и радость?" достойны внимательного рассмотрения.
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил великий святой Серафим Саровский, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия".
Но что же такое Святой Дух? Как и где его увидеть? По каким признакам можно узнать, с нами ли Он, или нет? Да и что это значит - "стяжать Святой Дух"? Все эти вопросы задал в 1831 г. старцу Серафиму Саровскому Н.А. Мотовилов - выпускник Императорского Казанского университета, судья Симбирского совестного суда, первый биограф святого. Кстати, исцеленный батюшкой Серафимом от тяжелой болезни, сопровождающейся расслаблением всего тела и отнятием ног.
"Что же такое стяжание?" - спрашивает Мотовилов у подвижника святой жизни.
"Стяжание все равно что приобретение, - отвечает батюшка Серафим, - ведь вы понимаете, что значит стяжание денег? Так и стяжание Духа Божия. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный..." И дальше поясняет: "Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, и особенно тем, который нам больше барыша дает. Так и вы поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "непрестанно молитесь", но да ведь, как помните, прибавляет: "лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке". И Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного", то есть только делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо "проклят всяк, кто творит дело Божие небрежно". А дело Божие есть вера... Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть приобретении обильнейших даров Духа Святого".
Но почему именно Его? В богословии человека часто сравнивают с сосудом, в котором могут действовать три различные силы, три различные воли. Первая - Божия, "всесовершенная и всеспасительная", вторая - собственно человеческая, то есть если и не погибельная, но и не спасительная. И третья воля - бесовская, абсолютно пагубная.
Стяжание Святого Духа и есть, по сути, поиск, снискание, приобретение благодати Божьей - нетварной божественной энергии, силы, которой Бог одаривает человека.
"Но как и где я могу видеть Святой Дух? - спрашивает Мотовилов. - Добрые дела зримы. И молитву можно почувствовать, пост заметить, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?"
И Серафим Саровский объясняет, в чем состоит различие между действиями Духа Святого, в священной тайне вселяющегося в сердца верующих, и действиями в нас тьмы греховной - вторгающейся в человека по бесовскому наущению, "воровски и нам на погибель".
"Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда тождественно, радостно творя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, а стопы исполнены влечением ко злу". То есть радость, готовность творить добро, дух мирный - вот признаки того, что человек исполнен благодати Святого Духа. И напротив, уныние, злоба, зависть, агрессия, готовность ко греху - признаки того, что человек - игрушка в руках дьявола.
"Стяжайте благодать Духа Святого всеми Христа ради добродетелями... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте". "Благодать Духа Святого, - учит дальше Серафим Саровский, - даруется человеку при крещении. И дальше, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, эта благодать все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: "Авва Отче! Не до конца прогневайся на нераскаянность мою!" А потом, при обращении грешника на путь покаяния, благодать совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени..."
Продолжение следует.
Молитвенное правило святого Серафима Саровского, рекомендованное им для тех, кто в силу жизненных обстоятельств не может читать все положенные молитвы из утреннего и вечернего молитвенного правила.
1. Утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
2. Если святому жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели.