Госсовет Крыма изучит опыт потребительских обществ

В Крыму возрождается потребительская кооперация, и опыт одного из таких обществ комитет по промышленности, транспорту и ТЭК Госсовета Крыма рекомендовал для изучения и дальнейшего распространения.

Сам себе поставщик

Эта инициатива возникла снизу и за два месяца набрала около 150 сторонников. Потребительское общество "Крымская региональная организация по обслуживанию населения" предложила жителям одного из спальных районов Симферополя поучаствовать в коллективных покупках. Суть в том, что любой желающий может внести на счет потребительского общества некую сумму денег, размер которой он определяет сам, и затем получить эквивалентно взносу продукты по существенно более низким ценам, чем в розничной продовольственной сети магазинов. Выгода получается за счет того, что организаторы покупают продукты вскладчину по мелкооптовым ценам.

- За счет системы самоорганизации можно снизить цены на продукты примерно на 25 процентов, - говорит руководитель потребительского общества Валентин Халецкий.

Система ориентирована прежде всего на пенсионеров, они стали и первыми клиентами. Размер ежемесячного взноса никакими нормами не регулируется и определяется только содержимым кошелька и пределами потребностей каждого участника.

- Кто-то вносит тысячу, кто-то две или три тысячи рублей, а кто-то ничего не вносит - просто делает одноразовую покупку, потому что только присматривается к нашему обществу, - говорит Халецкий.

Кооператив банковских кредитов не берет, а оперирует исключительно средствами своих участников. В чем же тогда выгода организаторов, интересуются депутаты? А выгода в том, что всегда есть некий остаток средств, в размере примерно около 10 процентов, который участники кооператива в этом месяце не выбрали. Кто-то заболел или уехал, кому-то недосуг было прийти за покупками на этой неделе, таким образом, остаток переходит на следующий месяц. В следующем месяце он может увеличиться еще на такую же сумму. Выгода организаторов в том, что они могут маневрировать этими средствами и закупать часть продуктов для розничной реализации по среднерыночной цене, но уже не членам кооператива.

В продовольственном наборе из 15 наименований, который общество предлагает своим потребителям, есть сахар, мука, крупы, масло, консервы, яйца. В принципе, уверяют кооператоры, организовать можно закупку любых товаров, которые заказали участники общества.

- У нас не будет только алкоголя и сигарет, - говорит Халецкий.

Сейчас в кооперации состоят пенсионеры лишь одного района компактного проживания, но организаторы хотели бы распространить этот опыт на производственные предприятия, особенно такие, где трудятся инвалиды, и на другие регионы Крыма.

Чья прибыль?

Однако в идее кооператоров эксперты усматривают шероховатости и неувязки. Одна из них - сложности учета. На каждого члена кооператива организаторы заводят персональную книжку, в которой отмечают сумму его денежного взноса и полученные продукты. Такая непростая канцелярия явно пугает потенциальных участников. Свои услуги "Крымская региональная организация по обслуживанию населения" уже предложила предприятию "Крымпласт", на котором работают 500 инвалидов по зрению, но там к идее отнеслись настороженно.

- Проект нам интересен, - говорит гендиректор "Крымпласта" Любовь Куденко. - У нас предприятие с высоким уровнем социальной защиты. В день зарплаты нам привозят прямо на территорию продукты и другие товары, чтобы люди могли что-то купить без посредников, по более выгодным ценам. Но, рассмотрев это предложение, я сразу думаю: сколько же мне надо сотрудников, чтобы вести эти потребительские книжки?

Кто-то из чиновников усматривает в проекте коллективных закупок почву для финансовых злоупотреблений.

- Непонятно, по какому принципу распределяется выгода в таком кооперативе, - считает замминистра промышленной политики РК Ян Латышев. - Кроме того, здесь есть элементы финансовой пирамиды. Накапливаемый нерасходуемый остаток в размере 10 процентов за год вырастет в значительную сумму.

Скидка оптом

Тем не менее положительных моментов в пилотном проекте, предложенном "Крымской региональной организацией по обслуживанию населения" депутаты увидели не меньше, чем недостатков. Глава парламентского комитета Петр Запорожец усмотрел в инициативе кооператоров распространенные в советское время, но сегодня основательно забытые отделы рабочего снабжения, работавшие на каждом крупном предприятии.

- У нас сегодня есть проблема, - считает парламентарий. - Оплата труда в промышленном секторе ниже, чем в бюджетном. При этом люди по вечерам отправляются по магазинам искать продукты. Мы же понимаем, что все заботы ложатся в основном на плечи женщин. Такой кооператив освобождает их время и экономит деньги, не требуя бюджетных затрат. Надо только помочь ему встать на ноги.

В том, что такая форма самоорганизации имеет право на существование, уверен и член парламентского комитета Сергей Бородкин.

- В конечном итоге люди сами будут решать, вступать им в такой кооператив или нет, - считает депутат. - Надо дать им право выбора.

В самом же потребительском обществе полагают, что их репутация и число участников зависят больше от личностных качеств организаторов, чем от юридических формальностей.

- Вы помните, в советское время были популярны кассы взаимопомощи, - провел аналогию с прошлым Валентин Халецкий. - В этих кассах все зависело от порядочности организаторов. Так и у нас. Два месяца назад все развивалось очень медленно, а сейчас к нам пошли люди. Я думаю, что самое главное - не торопиться и завоевать доверие пайщиков.

В самом деле, коллективные покупки уже не один год популярны и в России, и за рубежом. Инициативные граждане самоорганизовываются и покупают вскладчину все, что выгодно - будь то коллективные туры, товары в Интернете, образовательные услуги или продукты в мелкооптовых магазинах, как это предлагают в крымском потребительском обществе.

Коллективным покупкам посвящены целые сайты и группы в социальных сетях, где можно найти единомышленников, интересующихся определенными товарами или услугами. В рунете действуют десятки сервисов, специализирующихся на этом виде приобретений. Обычные интернет-магазины конкурируют с сайтами коллективных покупок. Появилась даже самостоятельная социальная сеть shopogolikov.net. При этом сэкономить можно не только на цене, поскольку оптом всегда дешевле, но и на транспортных расходах. Идея привлекательна и для покупателей, и для продавцов, потому что работает по принципу сетевого маркетинга и не требует колоссальных затрат на рекламу. Конечно, все это ориентировано на уверенных пользователей Интернета, а вариант, который предлагает "Крымская региональная организация по обслуживанию населения", может очень даже заинтересовать пенсионеров и особенно людей с ограниченными физическими возможностями. Для одинокого человека, прикованного к своей постели или даже квартире, он вообще может оказаться спасением.

Возможно поэтому депутаты решили не отметать пилотный проект крымского потребительского общества и рекомендовали его для дальнейшего изучения, а возможно, и распространения. Последнее будет зависеть от результатов, которые покажет "пилот".

Справка "РГ"

В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, а ее членами были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилась четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. Сегодня в каждой области России в среднем действует около 20-25 районных кооперативных организаций. Потребительские общества объединяются в потребительские союзы. Сейчас в РФ насчитывается около 3000 потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза.