Новости

20.03.2015 00:01
Рубрика: Культура

В столице открылась выставка "Война участвует во мне..."

Выставка "Война участвует во мне...", галерея Artstory, до 10 мая.

Проект приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В его название вынесены строки из стихотворения поэта Юрия Левитанского: "... Я не участвую в войне - война участвует во мне". Посетителям выставки представят свидетельства одного из самых трагических периодов в советской истории - предметы фронтового быта, редкие документы, фотографии, агитационные плакаты, открытки, марки, вырезки из газет, письма, рисунки, сделанные в окопах на обрывках бумаги. Всего более 300 артефактов из 30 частных собраний, в том числе семей художников. Среди авторов - как классики отечественного искусства, так и забытые сегодня художники, ушедшие добровольцами на фронт или работавшие военными корреспондентами центральных газет.

Это Кукрыниксы, Александр Лабас, Григорий Нисский, Леонид Сойфертис, Макс Бирштейн, Нина Ватолина, Николай Жуков, Борис Зеленский, Григорий Зозуля и многие другие.

В искусстве того времени произведения на тему войны имели особый статус - от художников требовалось больше патетики, каждая созданная работа подвергалась строгой цензуре. Поэтому фронтовые зарисовки художников, сделанные в окопах, иногда на скорую руку, но исключительно для себя, так и не представленные на выставках и пролежавшие в архивах не один десяток лет, сегодня имеют особую ценность.

Так, карикатурист Леонид Сойфертис, в годы войны сотрудник фронтовой газеты "Красный Черноморец", свидетель обороны Одессы, Севастополя и взятия Берлина, в основном создавал свои фронтовые работы не по заказу. Повышенная экспрессия и контраст черного и белого выражают драматизм происходившего предельно лаконично.

Не менее экспрессивны рисунки "амазонки авангарда" Надежды Удальцовой, сделанные ею во время поездки по военным частям Подмосковья в 1942 году. В спонтанных рисунках кистью и тушью выражено глубоко искреннее, личное отношение автора к происходящему.

Особое место в экспозиции занимает акварельный цикл Александра Лабаса "Москва и Подмосковье в дни войны". Работы прозрачны и полны воздуха, они посвящены жизни москвичей во время войны, которые, как и в мирное время, продолжали ходить на работу, создавать семьи и встречать весну.

Фронтовые рисунки известного графика и плакатиста Николая Жукова также представлены широкой публике. С первых дней войны он был корреспондентом газеты "Правда". Не менее известны его зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе.

Также в числе экспонатов знаменитая фотография 1942 года "Комбат", сделанная советским фотографом Максом Альпертом, на которой за несколько секунд до своей гибели командир с пистолетом ТТ в руке поднимает в атаку солдат; легендарный плакат "Не болтай!" Нины Ватолиной, агитационные плакаты "Окна ТАСС", которые делались вручную, и работы, посвященные блокадному Ленинграду в исполнении Павла Кондратьева - ученика Павла Филонова. Кондратьев передает трагическое ощущение остановившегося времени в одном из красивейших и некогда полном жизни городов Европы.

Отдельный раздел выставки посвящен авиации и летчикам Великой Отечественной - натурные зарисовки художников, фотографии и документы.

В Александринском театре 22 марта откроют Год литературы в Петербурге

22 марта на Новой сцене Александринского театра состоится открытие Года литературы в Санкт-Петербурге. Прямая видеотрансляция в этот же день с 19.00 до 22.00 пройдет на официальном сайте Александринки, а также на портале Новой сцены театра.

События будут разворачиваться на всей территории Новой сцены. В фойе ведущие петербургские издательства (среди которых - "Вита Нова", "Альфарет", "Издательство Ивана Лимбаха", "Арка", "Лимбус пресс", "Гиперион", Издательство журнала "Звезда", "Амфора", "Пушкинский Фонд" и "Новое литературное обозрение") с 14.00 представят свои новинки на книжной ярмарке (по специальным ценам), а петербургские писатели устроят автограф-сессии. С 18.00 площадь перед Александринским театром и фойе отдадут под поэтические чтения и программы представителей неформальных поэтических объединений: в "творческих дуэлях" сойдутся известные петербургские литераторы, а на экранах будут транслироваться лучшие образцы медиапоэзии и других современных литературных форм. В 19.00 начнется торжественное открытие Года литературы в Петербурге (прямое включение), а в 19.20 на сцене - театрализованное представление на основе фрагментов из произведений русской классики. Участвуют все поколения артистов Александринской сцены.

"Открытие Года литературы в Санкт-Петербурге - торжественное событие, - сказал "Российской газете" художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. - Не хотелось готовить формального концерта - прочитали и ушли. Мы стремились придумать новую форму и создать настоящий праздник без официоза. Сделать таким образом, чтобы вообще все наше здание было задействовано, вся Новая сцена. На первом и втором этажах издательства будут торговать книгами, а авторы их подписывать. Мы хотим, чтобы поэты читали свои стихи наверху, внизу, чтобы возникло мощное энергетическое оживление. А потом уже в зале перейдем к чтению фрагментов.

При выборе авторов вы шли от "Слова о полку Игореве" до современной литературы или ограничивали выступающих какими-то хронологическими рамками?

Валерий Фокин: Нет, тут была предоставлена абсолютная свобода. И современные авторы будут. Будут звучать и Берггольц, и Есенин, и Бродский, и Чехов, и Толстой... Никаких ограничений. И я думаю, если бы мы пошли просто по датам, это было бы скучно. Все должно выглядеть очень мобильно. Чтобы запомнилось как яркое театральное зрелище, - по крайней мере, мы к этому стремились.

Кого ждете?

Валерий Фокин: Мы пригласили всех. И Мединского, и Матвиенко; Толстой, конечно, должен приехать. Ждем Константина Райкина, московских актеров. Правительство Санкт-Петербурга приглашает официальных лиц. 

Справка

Выбор площадки открытия символичен - история русской литературы неразрывно связана с историей Александринского театра, основу репертуара которого всегда составляла отечественная классика. Именно на сцене Александринского театра состоялись премьеры гоголевского "Ревизора", чеховской "Чайки" и многих других наших литературных шедевров. Постоянными зрителям Александринки были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов.

В РГДБ стартует неделя детской книги

Неделя детской и юношеской книги "Большая перемена", Российская государственная детская библиотека, 21-29 марта.

Куда пойти с детьми в дни весенних каникул? Конечно же в библиотеку. И вот только не надо говорить, что ребенок там заскучает. Пока "взрослые" библиотеки переформатируются и ищут новые способы общения с читателями, РГДБ только и успевает, что записывать к себе новичков. Заглянешь в нее: из одного зала доносятся удары меча - идет рыцарский турнир, в другом - ботиночки посредине стоят бесхозные - юный читатель так увлекся историей, что побежал за продолжением книги, забыв обуться. В библиотеке комфортно и уютно, как дома, а значит - туда хочется возвращаться. И вот уже не в первый раз РГДБ предлагает юным читателям обширную литературную программу на Неделе детской книги.

В ее рамках пройдет множество интересных развивающих мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и художниками, презентации новых книг, концерты и театральные спектакли...

Одним из самых интересных событий недели станет представление авторского проекта детского писателя Андрея Усачева "Веселая школа детских писателей". Детские писатели и поэты, художники и музыканты выступят в роли учителей, а дети - учеников. Это будут не просто уроки 40 минут от звонка до звонка за партой, а настоящие театрализованные программы, но все же с занятиями, звонками, переменами, вопросами к залу и из зала. Среди "учителей" Эдуард Успенский, Михаил Яснов, Сергей Махотин, Тим Собакин, Михаил Есеновский, Марина Бородицкая, Григорий Кружков и многие другие. Уроки будут проходить с 21 по 25 марта в 15:00.

А вот 23 и 25 марта пройдут представления театра теней "Пуговица". Впервые будет представлен теневой спектакль по японским сказкам. 29 марта в 13.00 в Концертном зале состоится показ приключенческого фильма "Тайна Егора, или Необыкновенные приключения обыкновенным летом". В показе примут участие создатели фильма. А в 16.00 праздничная неделя завершится спектаклем сторителлера из Конго - Габриэля Кинза. На своем спектакле он расскажет и разыграет при помощи мимики и жестов истории, навеянные фантастическом миром сказок его родного Конго.

Также всех гостей библиотеки ждут уроки музыки, танцев, истории, хлебопечения, пилотства, а также Клёп-урок, познавательный квест "Средневековье", занятие по "азбуке безопасности" от "Снюсь-шоу", всевозможные мастер-классы и концерты и, конечно же, самые новые книги от ведущих детских издательств России.

И, если вы еще не успели записать свое чадо в Российскую государственную детскую библиотеку, то сейчас как раз самое время. Мероприятий в рамках детских студий, кружков и клубов здесь проходит множество не только во время Недели детской книги.

Вышла книга Игоря Меламеда "О поэзии и поэтах"

Игорь Меламед. О поэзии и поэтах. - М.: ОГИ, 2014.

Лучше поздно, чем никогда...

Трудно написать рецензию на книгу человека, который был твоим лучшим другом. Почти невозможно ее написать, когда он уже ушел из жизни. Причем ушел до обидного рано.

Так что это и не рецензия вовсе.

Игорь был самым интересным и необычным человеком из всех, кого я встречал в жизни. Знаменитое мандельштамовское "Не сравнивай: живущий несравним..." - это все-таки поэтическая фигура речи. В жизни каждый человек похож на кого-то или на что-то; и если бы это было не так, мы бы жили в слишком ярком, слишком выпуклом мире.

Но об Игоре, несомненно, можно было сказать: да, несравним! С его уходом из жизни это становится совсем очевидно. Не в стихах даже дело - стихи-то его остались - а в образе личности.

Когда его не стало, Интернет взорвался! "Ушел из жизни крупнейший поэт эпохи!" - так примерно писали о нем. Не знаю. Я знаю, что Игорь был поэтом от Бога, как ни банально это звучит. Когда я читал другим людям его стихи или даже отдельные строчки ("Душа моя! Со мной ли ты еще..."), я видел, как они проникали в этих людей, как мгновенно становились частью сознания, души. "Кто это написал?!" Это и есть верный признак подлинной поэзии.

Статьи Игоря о поэзии - особая и очень важная часть его творчества. Здесь выражено не только его поэтическое кредо, но и тот взгляд на поэзию вообще, который разделяется далеко не всеми. Поэзия - это не стихи, сколь угодно прекрасные. Поэзия существует вне стихов и без стихов, а самые отличные стихи могут находится очень далеко от поэзии и оставаться просто стихоплетством. Стихи всего лишь самая надежная форма бытования поэзии, ее "коллектор", если угодно. Я намеренно заостряю вопрос, огрубляя его, все на самом деле гораздо тоньше, сложнее. Конечно, поэзия не птичка, которую нужно поймать и поместить в клетку со стихами. Она сама рождается из стихов, из строчек, из случайной рифмы... Никто, впрочем, не знает, где и как она рождается. Но то, что она не равна стихам, для Игоря было очевидно, как дважды два. Об этом мы с ним даже не спорили. Поэтому мне так понятны его статьи.

Возможно, кому-то они не понравятся. В отстаивании того, что он хотел сказать, он был бескомпромиссен. Он писал, как человек очень убежденный, писал завершенными формулировками. Это сегодня не модно. Но это близко к стилистике, как ни странно, Серебряного века. Почитайте, например, статьи Блока, Цветаевой, Мандельштама - какие императивные интонации! Потому что эти люди верили в то, что они говорят. Потому что говорили от собственного поэтического опыта.

Вот и статьи Игоря - это результат собственного поэтического опыта, а не просто случайные интеллектуальные упражнения. Он излагает нам законы того поэтического государства, за которое отдал жизнь. Уже отдал, как ни печально это звучит.

Иногда, читая эти статьи, становится страшно за него. "Игорь! Нельзя ли полегче!" Но потом думаешь: "Да, так и надо!" Эти статьи - не провокация для дискуссий, а повод к личным размышлениям. И конечно, их лучше читать вместе со стихами Игоря. Это тот случай, когда разговор о поэзии подкрепляется самой поэзией.

Я рад, что вышла эта книга благодаря поддержке Союза российских писателей и министерства культуры РФ. Рад, что мы слышим голос Игоря - критика и эссеиста. Рад, что и этот его дар от Бога становится доступен многим читателям.

Культура Арт 70 лет Победе
Добавьте RG.RU 
в избранные источники