В то время, как бойцы карательного батальона "Днепр-1" обносили вход в "Укрнафту" трехметровыми решетками и отпугивали автоматами собравшихся вокруг журналистов, принадлежащий Коломойскому канал "1+1" транслировал его интервью, которое по сумме сказанного можно сравнить с разорвавшейся под президентом Порошенко бомбой.
Например, заговорив о рекламируемых властью реформах, он назвал их слишком медленными, а продолжил уже и вовсе сенсационно. "Основной вопрос - это реформа децентрализации, экономической, финансовой и бюджетной. Если ее не будет, люди не поверят и никакие коломойские, или еще кто-то, не спасут ситуацию", - сказал олигарх, добавив, что деньги, заработанные на местах, должны сначала оставаться там, где они заработаны, и только потом, по остаточному принципу, направляться в центральный бюджет. "Я считаю, на месте должно оставаться 90% заработанных средств. Но на первом этапе 50 на 50, чтобы по-честному было", - пояснил он.
И хотя запретное на Украине слово "федерализация" произнесено не было, "реформа децентрализации" в версии Коломойского на практике означает именно фундаментальную финансовую независимость областей от Киева, за которой может прийти и политическая.
Коломойский также первым из влиятельных украинских политиков призвал Киев смириться с существованием Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), попутно заметив, что, хотя Украина и декларирует приверженность Минским договоренностям, на сегодняшний день лично он не видит их реализации на среднем и низовом уровнях.
"Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, со стороны ДНР и ЛНР. Там прошли псевдовыборы, на них победили Захарченко и Плотницкий. Они сегодня там власть, захваченная, узурпированная, но это власть. Те, кто голосовал бы против них, там этих людей нет, они уехали - все, кто мог, уже уехал. У меня нет уверенности, что если сейчас провести выборы по украинским законам, то там люди проголосуют не за Захарченко и Плотницкого", - сказал Коломойский.
В Донецке уже отреагировали на эти слова: "Это сигнал скорее для Порошенко, нежели для нас. Здесь определяются позиции. В очередной раз Коломойский бьет по авторитету Порошенко. Президент Украины заявляет, что на Донбассе террористы и оккупанты, а Коломойский его останавливает: "Нравится - не нравится, но это реальная выборная власть", - заявил полпред ДНР на переговорах по урегулированию ситуации в Донбассе Денис Пушилин.
Оба заявления Коломойского - о бюджетной децентрализации и фактическом признании Донбасса - следует рассматривать в комплексе, поскольку их основные адресаты - региональные лидеры Украины, поддержки которых Коломойский, очевидно, ищет. Сейчас можно с уверенностью сказать, что предложение оставлять себе 90% налогов придется по душе фактическому хозяину Закарпатья, депутату парламента Виктору Балоге - для малонаселенной области, дающей львиную долю таможенных сборов, это золотое дно.
Не может оно не понравиться и самому популярному на западной Украине политику, мэру Львова Андрею Садовому, которого давно подозревают в поддержке автономистских движений на Галичине. Не зря Коломойский в том же интервью рассыпался в комплиментах его партии "Самопомощь", которую готов поддерживать и даже отказаться ради этого от создания собственного политического проекта. Его слова об ДНР и ЛНР оба этих влиятельных политика должны понимать буквально: "В случае чего, у вас как в Донбассе не будет".
Интерес самого Коломойского в бюджетной "децентрализации" тем более очевиден. Все его поступки свидетельствуют о желании безраздельно владеть Днепропетровской, Одесской, Херсонской, Запорожской, Николаевской и Харьковской областями. Можно только посочувствовать центральным киевским властям, которым, в случае реализации идей олигарха, просто нечего будет делить и перераспределять - государственный бюджет съежится в десять раз, лишив привлекательности должности президента и премьер-министра.
На фоне интервью Коломойского "1+1" захват "Укрнафты", где ему принадлежит 42% акций, прошел практически незамеченным. Тем более что в общении с журналистами олигарх подробно и долго обосновывал свое право управлять этой компанией. Он даже появился на месте событий ближе к ночи, вступив, теперь уже без использования нецензурной лексики, в пикировку с бывшим журналистом и депутатом Верховной Рады Мустафой Найемом - до этого охрана в грубой форме не пустила того в здание, несмотря на удостоверение депутата и неприкосновенность. Коломойский с улыбкой назвал его "полужурналистом" и "полудепутатом", а тот его в ответ "полугубернатором", после чего оба отправились "пить кофе".
Тем временем
МВД Украины все-таки отреагировал на захват "Укрнафты" боевиками Коломойского. Министр Арсен Аваков дал сутки на разоружение всех охранных фирм, владеющих огнестрельным оружием. "На улицах городов не будут бродить личные охранные группы бизнесменов и политиков - с огнестрельным оружием. Это касается всех и квази-патриотов и реальных патриотов, и крупных бизнесменов и олигархов. И - персонально - Коломойского, Пинчука, Ахметова, Еремеева, Суркиса, Григоришина и других", - написал министр в социальной сети Facebook. Впрочем, на сайте МВД Украины соответствующего приказа нет, и остается только догадываться о юридической силе заявлений министра в социальных сетях.