Майкл Найман: музыка и кино

Классика
    23.03.2015, 23:35
Сегодня замечательный английский композитор Майкл Найман отмечает 71-летие. Отрадно, что почтенный возраст не мешает ему и в наше время писать музыку: всего пару лет назад он выпустил очередную свою симфонию.

По значимости среди кинокомпозиторов и вообще столпов современной классики Найман сравним, пожалуй, с Филипом Глассом. И тот, и другой предпочитают сотрудничать с уже знакомыми режиссерами; и тот, и другой пишут свою музыку десятилетиями так, что никто никогда ни с чьей другой ее не спутает; и тот, и другой, наконец, едва ли создадут что-нибудь, что прозвучит фоном к сегодняшнему кассовому голливудскому суперблокбастеру - хотя уже ставший знаменитым саундтрек Ганса Циммера к "Интерстеллару" на самом деле является не слишком вольной вариацией на одну из классических вещей того же Гласса (в отличие от последнего Найман, кстати, совершенно не комплексует по поводу своей принадлежности к минимализму, абсолютными классиками которого - они оба являются).

Хотя жаловаться на недостаток внимания Найману точно нет никаких причин. Фильмы Питера Гринуэя, конечно, не собирают кинозалы, полные жующих попкорн любителей спецэффектов, как недавняя космическая мелодрама Кристофера Нолана, но без зрителя никогда не останется. А без барочных звуковых украшений Наймана самые известные и выдающиеся из гротескных ярких полотен Гринуэя просто бы не состоялись. Сам композитор, кстати, замечает, что музыка фильмам Гринуэя понадобилась только после знакомства с ним. Что не удивляет - общение с таким человеком, как Найман, который, помимо прочего, еще влиятельный музыкальный теоретик, не могло не заставить пересмотреть творческие подходы даже такую глыбу, как Гринуэй.

Впрочем, Найман, безусловно, интересен и вне контекста гринуэевских фильмов. Его альбомы и концерты - это настоящие сокровища для любителей интересных и мастерски сделанных концептуальных произведений. Чего стоит его альбом-поздравление Моцарта с 252-летием, исполненный с особой любовью и знанием объекта, или авангардная опера по известной книге невролога Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу" или саундтрек к немым советским пропагандистским фильмам. И так далее. И, конечно, такая разнонаправленность бурной творческой деятельности не проходит незамеченной благодарными потомками: признание влияния Наймана и просто его цитаты можно встретить в самых неожиданных уголках мирового культурного пространства - вплоть до последнего альбома Pet Shop Boys.