Как в Туле расследовали дело "бруклинского убийцы"

Тульские следователи рассказали о расследовании двойного убийства, совершенного гражданином России в Нью-Йорке. Дело передано в прокуратуру Тульской области для утверждения обвинительного заключения и дальнейшей передачи в суд.

Это громкое убийство двух женщин произошло в апреле 2011 года в Нью-Йорке. Мать и дочь - гражданки США 56-летняя Татьяна Приходько и ее 28-летняя дочь Лариса - были зверски забиты в одном из домов Бруклина. Позже следователи насчитают на телах погибших до полусотни ножевых ранений, характер которых свидетельствует, что жертвы отчаянно сопротивлялись.

The New York Times написала о том, что погибших обнаружили не сразу. У Ларисы остался маленький сын Райан, в тот трагический день он был у своего отца. Когда Лариса перестала отвечать на телефонные звонки, мужчина забеспокоился и обратился в полицию. Полицейские проникли в квартиру женщины через пожарный выход, ничего подозрительного не увидели, и решили, что это "дела семейные". Но через несколько дней не вышла на работу в госпитале и Татьяна Приходько. Тогда полицейские решили взломать дверь ее квартиры - мать и дочь жили в одном доме на разных этажах. Тут и обнаружили тела обеих женщин, рядом с младшей лежали два ножа.

В убийстве сразу заподозрили мужа Татьяны - гражданина России Николая Ракосия. Газеты запестрели кричащими заголовками - вариациями на тему "русский Рембо" и "бруклинский убийца". Но к тому времени его уже не было в США: сразу после случившегося он улетел в Россию. 18 апреля 2011 года Ракосий прибыл в Москву, затем постоянно переезжал с места на место, и лишь 20 октября 2013 года его местонахождение было установлено.

Официально

В сентябре 2013 года в следственное управление СК РФ по Тульской области из областной прокуратуры (а к ним, соответственно, из Генеральной прокуратуры РФ) поступило ходатайство Министерства юстиции США об уголовном преследовании российского пенсионера, прописанного в Новомосковске, Николая Федоровича Ракосия. Минюст США просил выдать им этого гражданина, а в случае отказа в выдаче - провести расследование в России. Дело в том, что Нью-йоркской окружной прокуратурой он обвинялся по пяти пунктам: в убийстве первой степени, в убийстве второй степени (в каждом обвинении еще по два пункта) и в совершении противоправных деяний с использованием холодного орудия - ножа (по нашему законодательству этот факт отдельного пункта не требует, но в своем  ходатайстве американцы его заложили). Как рассказала старший помощник руководителя тульского СУСК Зинаида Каминская, все обвинения были приняты в 2012 году коллегией присяжных - у них это называется Большое жюри. Вместе с ходатайством Минюст США направил в Россию материалы уголовного дела, которые подтверждали, по их мнению, причастность Ракосия к преступлению.

Рассмотрев ходатайство, тульские следователи 9 октября 2013 года приняли решение о возбуждении уголовного дела по части 2, статьи 105 УК РФ (убийство). После этого начали искать этого человека. 20 октября он был задержан в Туле. На следующий день Николаю Ракосию было предъявлено обвинение и решением суда он был заключен под стражу. Он до сих пор находится в тульском СИЗО. Была создана следственная группа из нескольких следователей, началось расследование, которое велось в том числе на территории США.

- В ходе следствия были установлены и допрошены родственники и знакомые Ракосия, которые проживают на территории Тульской и Ростовской областей. А также родственники погибших - они уроженки Украины, - рассказала Каминская. - Они отрабатывались на предмет получения доказательной базы. Следователи собирали все, что известно об отношениях Ракосия и потерпевших. Устанавливался мотив преступлений.

Версия следствия

Татьяна и Лариса Приходько в 90-е годы уехали в США. Все время проживали там, не возвращаясь на родину. Получили американское гражданство. Татьяна закончила колледж и получила уже американское образование, что позволило ей работать медсестрой. По тамошним меркам, она неплохо зарабатывала. Купила квартиру себе и через некоторое время дочери - в том же доме, тремя этажами ниже.

В 1999 году там же в Америке Татьяна познакомилась с Николаем Ракосием. Крепкий красивый мужчина произвел впечатление. Вскоре они поженились. Однако, по свидетельству родственников и знакомых, совместная жизнь складывалась не слишком хорошо. Они частенько ссорились. Татьяна просила, чтобы Николай оставил ее и уехал в Россию. Однако, по местному законодательству, если гражданка Америки вышла замуж за гражданина другого государства, то она обязана в случае развода обеспечить его материально пока он будет жить в США. Кроме того, грозил раздел имущества, а было что делить: хорошо обставленная квартира в Бруклине, машина …

- С 2006 года Татьяна просила его о разводе, он отказывал. Говорил, что не даст развода, и будет жить с ней в Нью-Йорке, - рассказали следователи, что узнали от близких погибших. - От мысли о разводе она была вынуждена отказаться. Об этом рассказывала всем своим знакомым, родственникам. Как поясняют свидетели, фактически с 2006 года была вынуждена с ним жить - по-другому не получалось.

В 2011 году убийство произошло в квартире Татьяны. Убив жену, Ракосий остался в ее квартире. На момент убийства матери Ларисы в квартире не было - она пришла позже, открыв дверь своими ключами. Увидела кровь и беспорядок, наверное, поняла, что произошло. Ракосий напал и на нее… Затем он звонит родственникам и знакомым в Россию с телефонов женщин. А на следующее утро вызывает такси и с большим чемоданом (по его словам, подарки родственникам и друзьям) уезжает в аэропорт, а далее - рейсом Нью-Йорк - Москва.

От Тулы до Нью-Йорка

Расследуя это дело, тульские следователи ездили в командировку в Нью-Йорк, участвовали в проведении полицейскими следственных действий. Так, в их присутствии допрашивали свидетелей, проводили осмотры места происшествия. Вообще на месте трагедии работала целая группа американских оперативников. Были изъяты записи с видеокамер - у входа в дом, в лифте, коридорах. Установлено, что Ракосий не покидал квартиру до 17 апреля. Видно, как вышел с перевязанной рукой. Нью-йоркской полицией было собрано большое количество улик: следы крови, отпечатки пальцев и исследования ДНК по ним,  ножи - орудия убийства…

В дальнейшем в ходе расследования уже в России результаты этих исследований были переданы тульским сыщикам. К тому же российские следователи, помимо допросов родственников и знакомых, собрали материалы, характеризующие этого человека. Так, выяснилось, что в начале 70-х годов он принимал участие в боевых действиях на территории Северной Африки. Был контужен, имел ранения. Но больше потом не воевал - вел гражданский образ жизни, к спецслужбам отношения не имеет.

- Все запросы, которые мы делали, были качественно и своевременно исполнены, - подчеркивают следователи тульского СУСК, занимавшиеся этим расследованием. - У нас большое различие в законодательстве. У них работа построена иначе, другие принципы. К примеру, там нет предварительного расследования как такового. Но подробности можно будет рассказать только после суда. Они работают слаженно, понравилась их работа.

Оказалось, что в Америке к делу сразу автоматически подключается большая группа и следователей и экспертов - всех, кто необходим для работы на месте происшествия. У каждого есть свои обязанности, направления работы: один берет следы крови, другой эксперт - отпечатки пальцев. В дальнейшем каждый специалист предоставляет отчет следователю. Каждый спец делает свою работу самостоятельно, а потом выдает только выводы в форме отчета: изъяты такие-то улики, они свидетельствуют о том-то.

У нас все несколько иначе. Тоже при необходимости подключается большая группа экспертов, но руководит процессом, заказывает те же экспертизы, к примеру, - следователь. Он же и проводит осмотр. И все вещдоки, собранные криминалистом и остальными, находятся у следователя. И вообще следователь у нас  -  главный, все делается под его руководством, все у него собирается.

- В их понятии определение следователя ниже чем у нас - по его компетенции, полномочиям, направлениям в работе, - делятся впечатлениями тульские спецы. - У них это более узкий спектр обязанностей  и ответственности. У нас следователь отвечает за все - изымает, допрашивает, назначает экспертизы.

Впрочем, сотрудничали туляки в основном не с американскими коллегами - они оказались в стороне от этого процесса, а с окружной прокуратурой. А запросы в Америку направляли через управление по международному сотрудничеству СКР, затем через Генпрокуратуру России.

Туляки, приехав из командировки в Нью-Йорк, подчеркивают организованность прошедшей командировки: "Они нас ждали. На те даты, которые мы там были, заранее были приглашены люди для допросов. Все было подготовлено, накладок не было. Они очень заинтересованы в расследовании этого уголовного дела. Очень благодарны, что мы отреагировали на их ходатайство возбуждением уголовного дела, начали его расследовать, установили, задержали. Нам готовы были оказать всяческую помощь в проведении каких-то следственных действий. Все, что необходимо для следствия, все было предоставлено".

В настоящее время расследование завершилось. Сам Николай Ракосий вины в совершенном не признает: так он заявил в суде, когда рассматривалось ходатайство следствия о его аресте. Как сообщили в прокуратуре, обвиняемый уже подал заявление на рассмотрение его дела судом присяжных.