Проект, созданный кураторами Анной Румянцевой и Алексеем Трегубовым, так и называется "Игроки". Геймеры, по-нашему. Нетрудно догадаться, что он отсылает к известной одноименной пьесе Николая Васильевича. Фактически молодые художники создали квест по мотивам гоголевского произведения. Как всякий уважаемый квест, он предлагает участникам исследование неизвестного мира, увлекательную историю и на совесть сделанные головоломки.
На первый взгляд, зритель входит в обычное музейное пространство со всеми привычными атрибутами мемориальной экспозиции, будь то редкая фотография, спрятанная за красной занавесочкой от электрического света, письма писателя, его портрет в юности, гравюра с видом на петербургскую набережную, где он жил в доме купца Зверкова, или рисунки, сделанные в Риме… Но с Гоголем, как водится, никогда ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Так что неудивительно, что предваряет экспозицию черно-белая карта джокера, профиль которого (при некотором усилии воображения) можно счесть похожим на гоголевский.
Собственно, на этой встрече двух миров: гоголевского, фантасмагоричного, полного превращений, нежданных поворотов, таинственных знаков и чудес, и строгого музейного, где все по полочкам, где у каждого экспоната - история его появления, а вещи пленяют подлинностью, - и построен проект "Игроки". Экспозиция предлагает рассказ о работе писателя над пьесой, его увлечении темой и первой постановке "Игроков" в Москве в 1843 - премьера состоялась во время бенефиса Михаила Щепкина. Но понятное дело, история создания пьесы включена в более широкий контекст литературных, художественных, дружеских связей Гоголя.
Не правда ли, похоже на обычную музейную историю? С одним, но существенным отличием. Музейный рассказ о создании пьесы "Игроки" выстраивается примерно так же, как сюжет пьесы. А там, как известно, одна команда шулеров переиграла своего коллегу, замечательного мастера своего дела, сочинив и исполнив - комар носа не подточит - целый спектакль для него, любимого. Так и команда художников, в которую кроме Алексея Трегубова и Анны Румянцевой, вошли Григорий Рассуждаев, Алексей Мальцев и выступивший в роли alter ego Николая Васильевича Александр Шамарин, поставили фактически пьесу специально для новоприбывшего многоопытного героя. Надо ли говорить, что им оказывается посетитель музея? И то сказать: уж про Гоголя-то все всё знают. В школе и "Тараса Бульбу", и "Мертвые души" проходили… Про "Ревизора" и говорить нечего. Да и "Игроков" если не театре, так в кино видели. Поэтому задачка музейного квеста выглядит поначалу вполне себе простенькой. Надо, пройдя экспозицию и выслушав рассказ экскурсовода, догадаться, где подлинные вещи XIX века, а где фейки, специально сделанные для проекта, где фотографии настоящие, издания реальные и цитаты точные, а где - имитация.
Нетрудно заметить, что музейная территория плавно перетекает в сценическую, где от декораций требуется не подлинность, а убедительность. Автографы Гоголя и найденное первое издание "Игроков", путешествие в Италию, ящичек для дорожных карт и афиша Малого театра… А в финале, когда зритель, кажется, уверен в своем триумфе, его подводят к последней комнатке, в которой разворачивается "сеанс разоблачения". Тут-то можно обнаружить, как "подлинный" портрет XIX века сделан по образцу картины из Эрмитажа не далее, как в нынешнем году, что убедительный "раритет" - старое издание с "ятями" и пожелтевшими страницами - блистательный новодел, а цитата Гоголя, которая показалась уж точно вымышленной, взята из его известного письма Жуковскому… В общем, если экспозицию вы обошли стремительно, то в закулисной комнатке точно зависнете надолго. Правда, фотографировать там не разрешают, но на выходе можно взять "ключ" с отгадками.
Музейный квест, помимо прочих плюсов, впечатляет еще и тем, что затрагивает проблему доверия человека визуальному образу и критического восприятия "очевидной" информации. Следовать завету Козьмы Пруткова и не верить глазам своим все же трудно - даже в век фотошопа. В этом смысле потенциал образа фейкового экспоната оказывается гораздо шире музейного контекста. Тема шулерства, передергивания карт и фактов - из самых актуальных сегодня. Молодые художники смогли решить ее изящно, использовав феерический арсенал "Игроков" Гоголя для создания многоуровневой интриги.