Если в 90-е годы действительно производство в легкой промышленности упало в восемь раз, то с начала нулевых отрасль умеренно растет. Сегодня в России есть современные предприятия, выпускающие качественную продукцию в текстильной, швейной, обувной и других отраслях. О них знает российский потребитель и голосует рублем за отечественные товары. По результатам исследования, проведенного компанией "Ромир" по заказу минпромторга, более 65% россиян положительно оценивают ассортимент российских товаров легкой промышленности, а более 54% довольны ценой и качеством. К примеру, в сегменте домашнего текстиля, по расчетам экспертов минпромторга, на наших прилавках уже более 60% товаров - отечественного производства. Высоким спросом у потребителей пользуется детская обувь российских производителей, и в целом обувной сегмент успешно развивается.
Именно сейчас для нашей легкой и текстильной промышленности, включающей 14 отраслей, в которых, по данным Росстата, работают около 29 тыс. предприятий и 49 тыс. индивидуальных предпринимателей, наступает время возможностей. Импорт товаров значительно подорожал. В том числе дорогими стали "серые" товары и контрабанда. Наши предприятия, выпускающие качественные товары, оказались конкурентны по цене. Что касается сроков и логистики, то отечественное производство здесь просто вне конкуренции: нет ни таможни, ни расходов на доставку издалека.
В такой ситуации необходимо в короткие сроки вывести легкую промышленность на новый уровень. Пока российские товары занимают только четверть отечественного рынка изделий легпрома. Но в наших силах изменить ситуацию. И государство идет навстречу производителю. Минпромторг в конце 2014 года предложил правительству ряд инициатив по новым механизмам поддержки отрасли. Сейчас дискуссия по этим предложениям ведется в минфине и минэкономразвития. Производители ждут согласованной позиции министерств по важнейшим для себя вопросам. Времени на длинные согласования больше нет, надо действовать.
В частности, сейчас вносятся изменения в Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая не обновлялась последние пять лет. Объявлено, что в Стратегию войдут механизмы поддержки, ориентированные на создание условий для развития современных производств, на импортозамещение и удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
Поэтому сегодня появилась реальная надежда, что будут созданы условия, при которых "белое" производство станет более рентабельным и конкурентоспособным. И то, что сегодня усиливаются меры защиты внутреннего рынка от контрафактной и контрабандной продукции, серого импорта, крайне важно. В результате всех мер поддержки и защиты доля российских товаров на внутреннем рынке может вырасти до 50%. Увидеть это можно будет на интерактивной карте отрасли, которую мы сейчас разрабатываем совместно с минпромторгом.
Что касается основного вопроса российского производителя - облегчения доступа к кредитным ресурсам, - мы очень ждем, что в обновленной Стратегии, как заявлено государством, будет сделан упор на реализацию комплексных инвестиционных проектов в отрасли, привлечение длинных денег, предоставление государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по кредитам. Меры поддержки отрасли постоянно расширяются - минпромторг собирается распространить на легкую промышленность механизм госгарантий. Сегодня они даются по кредитам на сумму от 5 млрд руб., но капиталоемкость отрасли небольшая. Значит, этот критерий должен быть снижен, что упростит производителю получение длинных денег. Или еще один важнейший вопрос для производителя - расширение мер господдержки для технологического обновления предприятия. Сейчас на эти цели федеральный бюджет уже дает субсидии по кредитам в размере 425 млн руб. Есть и еще один серьезный плюс - все поступающее на предприятие новое оборудование освобождено от НДС, также в отношении него действуют нулевые таможенные пошлины.
Но есть и проблема. На каждый рубль, потраченный на оборудование, необходимо пять рублей на оборотные средства! А этих денег банки не дают. Из-за недостатка оборотных средств только одно из российских обувных предприятий в 2014 году не смогло выполнить заказов на 1,5 млрд руб. Эти заказы выполнили зарубежные конкуренты, и наши деньги ушли за границу. Отсутствие достаточного количества оборотных средств ограничивает отечественным производителям доступ на свой рынок.
Недавно власти заявили о необходимости создания механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции, а также создания механизма защиты на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности и формирования положительного образа страны как экспортера высококачественной продукции. За 40 лет Патентной службы нашего Центра мы получили более полутора тысяч охранных документов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки в 24 странах. И мы умеем их защищать. Но своей основной задачей я вижу освоение нашего внутреннего рынка легпрома, емкость которого оценивается в 3 трлн руб. С таким огромным внутренним рынком мы обязаны иметь соответствующую легкую промышленность.