ФНС не исключила переноса даты отчетов по иностранным активам

К 1 апреля компании должны представить в налоговые органы отчетность по иностранным активам. Впервые многие крупные компании раскроют государству структуру своего бизнеса. Однако форма уведомления, по которой компании должны отчитаться о своих зарубежных активах, до сих пор не утверждена. Перспективу переноса сроков сдачи уведомлений о контролируемых иностранных компаниях (КИК) обсудили участники Ежегодной налоговой конференция РСПП на Неделе российского бизнеса.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов сообщил, что форма уведомления уже подготовлена, а в ближайшее время будет утверждена. Но времени на подготовку отчетов у бизнеса осталось слишком мало. "Не исключено, что срок будет смещен", - сообщил Аракелов.

Президент РСПП Александр Шохин предложил продлить срок до осени. Эту идею поддержал директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Илья Трунин. Он высказал предложение принимать законы, которыми предусмотрены серьезные налоговые изменения, в первой половине года: "Новые нормы зачастую корректируются. Кроме того, самые важные налоговые законы следует принимать в первом полугодии, чтобы было время для подготовки. Месяца, который необходим для вступления в силу налоговых норм, недостаточно. Подобные масштабные изменения следует принимать как минимум за полгода". Править законы в этот период не обязательно, но дополнительное время перед вступлением изменений в силу даст возможность бизнесу и власти к ним подготовиться, считает Трунин. При переносе сроков сдачи уведомлений о наличии зарубежных активов на осень у компаний как раз будет возможность изучить форму отчетности и не торопиться с ее заполнением.

Еще одной причиной, которая мешает сейчас внедрить отчетность по КИК, является заявленная президентом РФ амнистия. "Любому человеку ясно, что даже если правительство выпустит форму заявления по КИК, то ни один нормальный человек не будет 1 апреля ничего подавать, просто потому, что он точно знает, что будет амнистия, но не знает, какая", - говорит Андрей Макаров, Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Согласно поручению президента РФ, поправки в законодательство, предусматривающие однократную амнистию капиталов, должны быть разработаны до 15 июля 2015 года. Только после этого бизнес узнает, как будет меняться законодательство дальше, и сможет решить, как поступить со своими активами. В сложившихся обстоятельствах компании пойдут на нарушение сроков предоставления сведений и заплатят штрафы, но не станут рисковать своими активами, считают эксперты. Как свидетельствует опрос компании EY, бизнес больше всего волнует неизвестность направления изменения законодательства. То есть компании сегодня не могут просчитать свои шаги, так как не способны предсказать их последствий. "Надо идеологически увязать амнистию с законом о КИК", - предлагает Александр Шохин. Илья Трунин сообщает, что рабочий вариант соответствующих поправок у минфина есть и в целом ведомство поддерживает инициативу по смещению сроков сдачи отчетности по КИК. По крайней мере, до момента подготовки законопроекта по амнистии капитала.

Бизнес возлагает большие надежды на амнистию капитала. "Амнистия - это в какой-то степени уникальный опыт, потому что это возможность для тех собственников, которые входят в новую экономическую реальность, освободиться от "исторических" рисков, - говорит партнер практики налоговых и юридических услуг компании EY Марина Белякова. - Так, то, что считалось законным и правильным год назад, сейчас является незаконным и неправильным". Амнистия дает возможность избавиться от незаконных сегодня элементов, создать структуру, которая не несет рисков. Эксперты отмечают, что несколько лет назад иметь иностранную компанию в составе холдинга считалось нормальным. Она выполняла функции защиты собственности и перераспределения прибыли. Сегодня государство настаивает на устранении таких элементов из структуры компаний, но необходим период, в течение которого организации смогут перестроить бизнес без штрафов и санкций. "Хотелось бы, чтобы амнистия позиционировалась как широкая декларационная кампания, в которой в том числе могут участвовать добросовестные налогоплательщики, которые хотят получить определенный уровень гарантий и хотят быть уверены, что раскрытие сведений о себе не приведет к существенным наказаниям за прошлые периоды", - заявляет Марина Белякова.

Бизнес больше всего волнует неизвестно направления изменения законодательства. То есть компании сегодня не могут просчитать свои шаги, так как не способны предсказать их последствий

На конференции были затронуты и другие темы. К примеру, Андрей Макаров напомнил об идее включения неналоговых платежей в НК РФ для совершенствования их администрирования. "Деловая Россия" обратилась в правительство РФ с письмом, в котором предлагала неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, передать в ФНС, - сообщил глава налогового комитета ГД. - Допустили ошибку, вывели из НК страховые платежи. Страхового там нет ничего, теперь это все понимают. Давайте хотя бы часть этой ошибки исправим и отдадим администрирование этих платежей налоговым органам. Очевидное решение, в три раза меньше проверяющих, эффективность проверок выше, количество проверок в четыре раза меньше. Одна база для подоходных и страховых платежей". Однако пока одобрения эта инициатива не получила. "А вы знаете, почему этого делать нельзя? Потому что если мы включим эти платежи в кодекс, то формально это будет увеличением налоговой нагрузки, и мы опустимся в международных рейтингах, - говорит Макаров. - Нас волнует не налоговая нагрузка, не фискальная, нас волнует место в рейтинге".

Опыт налоговой службы сегодня является примером для многих контрольных органов. ФНС уверенно идет на снижение числа проверок, в то время как ФСС и ПФР их увеличивают. Поэтому если администрирование страховых взносов не будет передано ФНС, то необходимо хотя бы предусмотреть передачу позитивного опыта контрольной работы во внебюджетные фонды. Аракелов говорит, что у ФНС сегодня уже нет задачи проверить всех налогоплательщиков. Инспекторы обращают внимание на типичные для определенных отраслей признаки, которые зачастую свидетельствуют о нарушениях. "Выявляется несколько факторов, к примеру, низкая налоговая нагрузка. Когда у нас ряд налогоплательщиков не может объяснить, почему в течение нескольких лет на территории РФ работает убыточная международная компания или она платит минимальные налоги - это всегда будет вызывать вопросы", - считает Аракелов.

На протяжении последних лет налоговая служба использует критерии недобросовестности - список признаков, которые сигнализируют о нарушении налогового законодательства. "Мы всегда доказываем недобросовестность налогоплательщика, - говорит Аракелов. - На наш взгляд, очень важно для налоговых органов и для бизнеса определить вообще критерии злоупотребления". Критерии недобросовестности не внесены в налоговое законодательство. "Мы пошли по пути их внесения в судебную практику, было постановление ВАС, которое закрепило критерии необоснованной налоговой выгоды", - поясняет Аракелов. Однако в ближайшее время критерии могут найти свое место в НК РФ. "Ситуация в корне изменилась, у нас появился новый суд. Каким образом будет развиваться практика - мы не знаем. Что останется от тех критериев, которые раньше закладывал ВАС, мы тоже не знаем. Поэтому сейчас, мне кажется, нужно внести какие-то базовые критерии в кодекс, - говорит Аракелов. - Мы сегодня поддерживаем инициативу депутатов, которые такой законопроект подготовили. Нужно этот документ принимать, что будет способствовать определенности и для налоговой службы, и для бизнеса".