За прошлый год число проектов ГЧП выросло в 4,4 раза

Минэкономразвития и Центр развития государственно-частного партнерства на "Российской неделе ГЧП 2015" представили рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. Как заметил директор департамента инвестиционной политики и развития ЧГП минэкономразвития Игорь Коваль, для частного сектора рейтинг станет дополнительным подспорьем при реализации своих инвестиционных планов, а для чиновников - ориентиром при выстраивании экономической политики.

Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев сообщил, что по сравнению с 2013 годом число проектов ГЧП в 2014 году выросло в 4,4 раза, сейчас в России реализуется 595 проектов ГЧП, 435 из них - концессии, причем происходит резкий рост числа муниципальных концессий, их число уже составляет 359. Отраслевая структура проектов такова: 194 (на 88 млрд рублей) - в коммунальной сфере, 72 (на 503 млрд) - в транспортной сфере, 163 (на 46 млрд) - в энергетике, 166 (387 млрд) - в социальной сфере. Однако из 595 проектов 103 находятся в стадии инициирования, и велика вероятность того, что они не будут доведены до конца, подчеркнул Селезнев.

В группе регионов-лидеров Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Москва. Причем столица по сравнению с прошлым годом, когда она замыкала десятку сильнейших, поднялась на третье место, потеснив Новосибирскую область. Успех мегаполиса объясняется максимальным уровнем инвестиционного потенциала и запуском ряда крупных проектов, например, северного дублера Кутузовского проспекта.

Пятую позицию в рейтинге, как и в прошлом году, занимает Нижегородская область. Вместе с Новосибирской областью эти субъекты РФ зарекомендовали себя успешными по реализации концессионных соглашений. Однако, как показало исследование, области имеют недостаточно высокий уровень развития нормативно-правовой базы и инвестиционной привлекательности.


Инфографика: Мария Пахмутова / Виктор Авдеев / РГ

В первой десятке рейтинга обращает на себя внимание 9-я позиция Московской области, положение которой улучшилось за счет развития институциональной среды и реализации капиталоемких проектов в отраслях водоснабжения и здравоохранения, что вкупе с высокой инвестпривлекательностью позволило обеспечить рост на 25 позиций. Остальные регионы, входящие в десятку в прошлом году, в основном сохранили свои завоеванные позиции. Совершенно удивительный скачок в рейтинге за год совершила Ульяновская область, перепрыгнув с 72-го места на 12-е.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассказал, что в регионе разработан свой региональный ГЧП-стандарт. Создано и региональное законодательство о ГЧП, причем с учетом всех "узких" мест, тщательно изучены подходы к этому вопросу в других субъектах РФ. В области появился интерес и у бизнеса, и у власти к такому сотрудничеству, и как результат - реальные проекты. С помощью ГЧП построен крупнейший в стране Дворец спорта для игры в хоккей с мячом, клиника репродуктивного здоровья, 8 медицинских центров "Доктор рядом", готовится документация для строительства цирка с дельфинарием.

Кроме ульяновцев, свои позиции существенно улучшили Тульская область (+25), Ямало-Ненецкий автономный округ (+45), Владимирская область (+43), Республика Саха (+51), Республика Бурятия (+42), Чувашская Республика (+32), Хабаровский край (+42 позиции).

Как показало исследование, большая часть проектов в регионах со средним уровнем развития ГЧП находятся на предынвестиционной стадии. Региональный опыт зачастую представлен парой небольших проектов. У таких регионов средний уровень инвестиционной привлекательности, институциональная среда требуют дальнейшей доработки.

Среди регионов с низким потенциалом лидируют Саратовская и Кемеровская области. Причем Саратовская область значительно (+30) поднялась в рейтинге благодаря запуску новых концессий, особенно в сфере обращения с бытовыми отходами. В этой группе и Республика Хакасия, улучшившая показатель развитости институциональной среды и запустившая концессии и в коммунальной сфере.

Резко ухудшила свой ГЧП-показатель Астраханская область (-41). Опыт реализации проектов ГЧП представлен только одним проектом по строительству детских садов. Для сравнения в прошлом году аналогичных инициированных проектов было 31. Ухудшилось (-38) положение в рейтинге и у Курганской области. Там никак не регламентирована работа функциональных подразделений, ответственных за развитие ГЧП. Да и заявлена лишь одна концессия по реконструкции и эксплуатации 36 объектов теплоснабжения.

Проблема в том, считает президент ТПП РФ Сергей Катырин, что многие регионы "перекредитованы". Поэтому участие в ГЧП является для них дополнительной нагрузкой, что может привести к дефолту. Управляющий директор, руководитель дирекции инфраструктурных проектов Газпромбанка Павел Бруссер ожидает череды банкротств концессионеров в регионах - строительных подрядчиков - не крупных, с оборотом 2-3 млрд рублей в год, невыполнения условий по концессионным соглашениям со стороны региональных властей. По его мнению, федеральные проекты менее подвержены такому риску.