Ростехнадзор является одним из контрольно-надзорных органов, взявших курс на снижение числа проверок. И уже достиг в этом направлении видимых результатов. Количество подконтрольных Ростехнадзору организаций существенно сократилось. Если в марте 2013-го их было более 285,7 тыс., то в марте 2015 года уже около 178,3 тыс. С начала 2015 года существенно сокращается количество проверок в рамках государственного строительного надзора. В конце 2014 года подписан закон, которым внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ - из числа объектов, подлежащих контролю, исключены буровые скважины. Это более 10 тыс. объектов, сообщил Алексей Алешин. Впрочем, Ростехнадзору еще есть куда стремиться. "У нас средний срок проверки составляет 20 дней, а в США - 22 часа", - говорит Алешин. В этом направлении Ростехнадзор и собирается совершенствоваться.
Ростехнадзором применена практика риск-ориентированного подхода. "С 1 января 2014-го контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий", - говорит Алешин. Всего Ростехнадзор использует в своей практике четыре класса опасности. После перерегистрации опасных промышленных объектов (ОПО) к 1-му классу опасности отнесено 2023, к 2-му - 7341, к 3-му - 88 051, и к 4-му - 70 275 объектов.
Однако не все инициативы по снижению контроля проходят одинаково успешно. "Законом о промышленной безопасности не предусмотрена проверка объектов 4-й степени опасности. Это котлы, небольшие карьеры и т.д. А нарушений на таких объектах больше всего. Там люди гибнут, получают травмы, - говорит Алешин. - Когда вводилось, что на 4-й класс опасности Ростехнадзор не приходит, предполагалось, что там будет работать страхование". В итоге сегодня нужно анализировать ситуацию и принимать решения, которые вернут безопасность на объекты этого класса.
Главными причинами аварийности в области промышленной безопасности, по словам главы Ростехнадзора, являются низкий уровень технологической дисциплины, недостаточная квалификация персонала. Затем следуют высокая степень износа основных производственных средств, некачественный ремонт и монтаж технических устройств. Решением проблемы квалифицированных кадров Ростехнадзор планирует заняться в первую очередь. "Наша служба разрабатывает законопроект, ориентированный на совершенствование процедур аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников. Сегодня вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике в должной мере законодательно не урегулированы, - сообщает Алексей Алешин. - За обучение работодатель и сейчас платит, но получает только корочку, а не реально обученного сотрудника, который будет соблюдать нормы безопасности".
Представители промышленности акцентируют внимание на других проблемах отрасли. Любовь Меланевская, исполнительный директор некоммерческой ассоциации РусПЭК, рассказывает, что сегодня захоронению подлежит 93% твердых бытовых отходов, в то время как 40-60% из них содержат полезные фракции, которые могут быть переработаны. Но законодательство об утилизации отходов сегодня принято в крайне невыгодной для организаций форме. Предполагается, что промышленные предприятия будут самостоятельно утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств или уплачивать экологический сбор. Но при этом вводится ряд существенных ограничений для бизнеса, которые прямо препятствуют самостоятельной утилизации отходов. Так, возвращаются отмененные менее трех лет назад требования о лицензировании целого ряда видов деятельности в области обращения с отходами, отменяются выданные ранее бессрочные лицензии на осуществление таких видов деятельности. При этом переходного периода, необходимого для разработки соответствующих подзаконных актов и прохождения предприятиями разрешительных процедур, не предусматривается. И уже с 1 июля 2015 года все промышленные предприятия, осуществляющие любые виды деятельности в области обращения с отходами, окажутся вне закона. По действующему законодательству они могут быть подвергнутыми административному наказанию вплоть до приостановления деятельности на 90 суток. В резолюции конференции бизнес просит предоставить переходный период для этих норм до 2018 года.
Наличие достаточного переходного периода - основное требование бизнеса при внедрении финансовоемких изменений. Так, Вадим Живулин, директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, отмечает, что бизнес в целом поддерживает инициативу по переходу на наилучшие доступные технологи. "Главное, что коллеги из бизнеса просят, - это дайте нам достаточно времени, для того чтобы мы могли заложить инвестпрограммы, выбрать технологии, поставщиков, комплектующие и прочее, - говорит Вадим Живулин. - Одна их главных проблем сегодня - это чрезвычайно короткие периоды, которые мы как государственные регуляторы даем представителям промышленности, для того чтобы к этим новым требованиям адаптироваться".