24.03.2015 12:00
    Поделиться

    С улиц Ярославля уберут около четырехсот павильонов

    В Ярославле для торговых ларьков и палаток разработали схему, согласно которой треть нестационарных объектов торговли подлежат демонтажу. Некоторые представители предпринимательского сообщества восприняли эту новость в штыки.

    Очищать город, центр которого находится под охраной ЮНЕСКО, от подчас уродливых и не всегда легальных торговых точек начал еще находящийся сейчас под следствием мэр Ярославля Евгений Урлашов. При нем в суды были поданы массовые иски против бизнесменов, которые без законных на то оснований когда-то "украсили" улицы ларьками и палатками сомнительных архитектурных достоинств. Тогда же, в 2012 году, городские власти приняли постановление, разрешавшее в зоне ЮНЕСКО торговать лишь сувенирами, газетами и цветами. Из-за этого договоры аренды с работавшими здесь бизнесменами не продляли - им предлагали места в более отдаленных и, понятно, менее "хлебных" районах.

    Однако схему размещения нестационарных торговых объектов, включающую в себя не только передвижные, но и "привязанные" к земле торговые точки, в мэрии разработали лишь к весне нынешнего года, и она сразу вызвала шквал критики со стороны бизнес-сообщества. Более того, ее не поддержал городской совет в области развития малого и среднего предпринимательства, а на последнем заседании муниципалитета вопрос об утверждении схемы был снят с повестки как требующий доработки.

    Согласно этой схеме, в городе предусмотрено 247 мест для размещения передвижных объектов торговли (лотков, палаток, бочек под квас, ларей под мороженое, автоприцепов типа "тонар") и 1008 - для временных сооружений (киосков и павильонов). За рамками схемы оказались примерно 400 ларьков. Как пояснили в мэрии, все они уже с просроченными договорами аренды, а подчас вовсе без таковых.

    - Мэрия признала все павильоны в зоне ЮНЕСКО незаконными, хотя изначально они стояли на легальных основаниях, - отмечает бизнесмен Александр Беркович. - Мои палатки не попали в схему, часть из них по решению суда демонтировали буквально неделю назад. Мы просили власти: вы хоть что-то предложите взамен. Либо дайте нам узакониться, либо амнистию объявите до конца года, на время кризиса. Они - ни в какую. Говорят, будем руководствоваться решением суда. Понятно, что легче всего так сказать. Это очень серьезный удар по малому бизнесу, у которого и без того тяжелая ситуация: обороты падают, давление со стороны сетей растет.

    Бизнесмены уверены, что места, где киоски демонтируют, долго пустовать не будут

    Как выяснилось, многие не попавшие в схему ларьки и павильоны в свое время были перепланированы в сторону увеличения торговой площади, а узаконить эти изменения владельцы не смогли. Например, хозяйка одного магазинчика, как она утверждает, увеличила площадь торговой точки с девяти квадратных метров до 78 - с устного разрешения какого-то давнего мэрского начальника. Вернуть все на круги своя она категорически отказалась, проиграла уже не один суд, и сейчас ее магазину грозит снос. Впрочем, бизнесмены уверены, что места, где киоски демонтируют, долго пустовать не будут.

    - Идет передел рынка, все павильоны уберут, возникнет "поляна", - уверен Александр Беркович.

    Как пояснили в мэрии, вероятность того, что место, где когда-то стоял нелегальный киоск, со временем войдет в схему размещения нестационарных торговых объектов, действительно есть - если оно будет на законных основаниях расторговано на аукционе. Кто выиграет аукцион, тот и займется здесь предпринимательской деятельностью.

    - Теоретически все 400 участков, на которых сейчас стоят не вошедшие в схему объекты, смогут в нее войти после аукционов, - рассказали в городском управлении потребрынка. - Схема - живой документ, и она может меняться. Но чтобы эти участки выставить на аукцион, незаконные постройки с них должны быть убраны.

    Если предпринимательскому сообществу не удастся "продавить" поправку, касающуюся "тонаров", то с принятием схемы убирать каждую ночь придется и эти торговые точки, которые давно стали "оседлыми". Дело в том, что разработчики схемы отнесли эти фургончики к передвижным объектам, а значит, распространили на них соответствующий график работы - с 7 до 23 часов.

    - Для передвижных морозильных камер и разборных палаток такой вариант приемлем, но для автоприцепов типа "тонар" крайне затруднителен, - переживает предприниматель Олег Сурьянинов. - Прицеп с оборудованием и товаром весит больше 2,5 тонны. Если его ежедневно увозить и привозить, подключать-отключать от сетей, это отразится, прежде всего, на стоимости товара. О благоустроенной территории рядом с ним тоже придется забыть.

    Комментарии

    Сергей Выржиковский, депутат муниципалитета Ярославля:

    - Схема составлялась центральным аппаратом мэрии без мониторинга ситуации на местах. Там, где есть жалобы жителей на нарушения закона предпринимателями, торговлю алкоголем и сигаретами, эту точку включать в схему не нужно. Но в остальных случаях вопросы надо тщательно прорабатывать - где-то идти навстречу исполнительной власти, а где-то прислушаться к предпринимательскому сообществу.

    Денис Чарондин, начальник управления развития потребрынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля:

    - Если мы будем планомерно вести работу по выявлению и демонтажу незаконных нестационарных торговых объектов, то в первую очередь облегчим жизнь тем, кто работает законно, платит налоги, у кого есть трудовой договор с продавцом. А когда хозяева демонтированных ларьков говорят, что остаются без куска хлеба, они несколько лукавят. Это такой вид предпринимательства, когда никто не занимается продажами с одной точки, у всех 3-4 объекта. У нас есть предприниматель, у которого 92 торговых точки. Ни по одной из них сам лично он не ведет никакой деятельности. Все сдано в аренду, средний размер которой - 20-25 тысяч рублей в месяц. Поэтому сейчас, когда мы работаем над схемой и документацией к ней, мы исключаем пункт передачи этих торговых точек в субаренду. Пусть малый и средний бизнес самостоятельно берет киоски и работает. Что касается "тонаров", то никаких проблем нет: если бизнесмен не хочет увозить-привозить их, он может обратиться с заявлением в мэрию и поставить там киоск - правда, не абы какой, а в соответствии с предложенными образцами. 

    Поделиться