20 февраля документ был опубликован на Едином правовом портале для общественного обсуждения и сразу же вызвал бурную дискуссию в регионе. Проект предполагает формирование медицинского лечебно-оздоровительного кластера, управление которым намереваются передать компании, созданной правительством России.
Согласно документу участники кластера смогут вести научно-исследовательскую, образовательную работу и заниматься лечением. Предусмотрена широкая система преференций - в частности, для компаний, зарегистрированных здесь в течение пяти лет после создания кластера, 10 лет будут действовать пониженные ставки страховых взносов, нулевая ставка по налогу на прибыль. Управляющую компанию и организации, которые содержат памятники природы федерального и регионального значения в границах курорта, освободят от уплаты земельного налога.
Однако региональные эксперты считают, что санатории и медицинский кластер - это разные структуры, которые нельзя смешивать. А законопроект написан так, что больший упор делается именно на развитие медкластера. Кроме того, сначала предполагалось, что управлять этой территорией будет некоммерческая организация, которая не ставит своей задачей извлечение прибыли, а не акционерное общество, ориентированное на коммерческий успех. И экологов беспокоит, что погоня за прибылью может обернуться потерей уникальных бальнеологических ресурсов региона.
Председатель Общественной палаты Ставропольского края Николай Кашурин отметил, что компании будут переданы в оперативное управление земля, санатории и другие строения. В рамках развития инновационного медицинского кластера она может просуществовать 70 лет, а может быть ликвидирована через три года. И что тогда будет с землей и имуществом, арендованными участниками медкластера, как они будут ими распоряжаться?
- Почему в законопроекте не прописаны обязанности управляющей компании и ее ответственность? - отмечает Кашурин.
К тому же, по его словам, непонятно, как в границах медкластера будут сосуществовать ведомственные здравницы ФСБ, МВД, минобороны, минздрава, профсоюзов?
Кавминводы уже трещат от антропогенной нагрузки, и появление медкластера только усугубит ситуацию, считают эксперты. Сегодня в регионе существует около 350 источников минеральной воды, 150 из которых эксплуатируются. Действует 41 скважина, проложен 51 километр минералопроводов - и все это уже давно обветшало и требует ремонта. А значит, серьезных федеральных вливаний.
К законопроекту о КМВ много претензий у и. о. руководителя администрации Кавминвод Михаила Бондаренко. Например, документ предполагает возможность изменять границы КМВ без научного обоснования. А, по мнению Бондаренко, они должны совпадать с прохождением тектонических трещин и разломов, окаймляющих зоны образования минеральной воды:
- Не покидает ощущение, что разработчики смутно представляли себе проблему, с которой они имеют дело. Например, в первом варианте законопроекта на курортах КМВ предлагалось установить зоны горно-санитарной охраны для песчаных пляжей и морских акваторий, это при том, что ни моря, ни пляжей у нас нет.
Удивительно еще и то, отмечает чиновник, что параллельно с законом о КМВ разрабатываются поправки в Земельный и Градостроительный кодексы, в которых даже нет такого термина, как курортный регион, и прописан новый порядок установления зон горно-санитарной охраны. Предлагается охранять не всю заповедную территорию, а только некие природные или лечебные ресурсы, например отдельную скважину или озеро. А заповедную территорию вокруг можно будет застраивать.
По его мнению, на федеральном уровне нет единой четкой позиции - с одной стороны, есть понимание, что курорты России нужно развивать и поддерживать, с другой - эту привлекательную для инвестиций территорию хотят масштабно осваивать, не обращая внимания на природоохранные ограничения.
Есть претензии к новому законопроекту и у представителей местных санаториев. Планируется построить три высокотехнологичных медицинских центра, их основные направления - кардиология, травматология и лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта. На первом этапе ставится задача привлечь россиян, но в перспективе турпоток может пойти и из-за рубежа.
- Эти центры, безусловно, нужны и важны для жителей Ставрополья, - заявил главный врач - директор санатория "Буковая роща" Вячеслав Курбатов. - Но давайте обсудим, какие возникают проблемы. В медицинском центре в среднем должны работать 800-900 сотрудников. Кроме этого, в каждом необходимо вести консультативный и поликлинический прием примерно 300-500 пациентов, в основном иногородних, которые приедут на своем транспорте. Вы представляете нагрузку на курортные города КМВ? Хотя можно было бы разместить эти центры в Минводах или в Георгиевске.
Сомнения общественников вызвал пункт законопроекта, согласно которому участникам медкластера не потребуется разрешения на привлечение и использование иностранных медицинских и педагогических работников, а разрешения на работу иностранным гражданам будут выдавать без учета квот.
При разработке законопроекта была создана достаточно большая группа, в которую вошли в том числе и представители края, однако когда его опубликовали для общественного обсуждения, оказалось, что в нем не учтен целый ряд предложений региональных специалистов. По мнению депутата Ставропольской краевой думы Виктора Вышинского, в документе сделан слишком сильный акцент на коммерцию, хотя основное внимание нужно было уделить сохранению бальнеологических запасов КМВ.
На многочасовом заседании выступили более трех десятков представителей общественности, по роду деятельности так или иначе связанных с курортами Кавминвод. И вердикт у всех, по сути, был один - законопроект сырой, его нужно корректировать с учетом мнения региональных экспертов. Наиболее негативно настроенные даже предлагали и вовсе отправить проект в корзину, а разработку нового поручить депутатам краевой думы.
Ольга Рухуллаева, директор департамента инвестиционных проектов минкавказа РФ:
- Проект федерального закона был опубликован в интернете, чтобы общественность Ставропольского края смогла внести свои предложения. Как мы и предполагали, документ вызвал огромный интерес. Идеи, изложенные во время общественного обсуждения, были использованы в процессе работы над законопроектом. Но так как многие из прозвучавших предложений затрагивают земельное, градостроительное и природоохранное законодательство, закрепить их в данном документе невозможно. Тем не менее мы совместно с заинтересованными федеральными органами власти учтем пожелания общественности Ставропольского края, в настоящий момент готовятся изменения в соответствующие законы.
Что касается границ региона КМВ, они утверждены Постановлением правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", и менять их мы не собираемся. Более того, в переходных положениях законопроекта о КМВ планируется записать, что на момент его принятия границы региона останутся неизменными.
Людей интересуют и вопросы экологии. В ходе слушаний отмечалось, что законопроект не учитывает современное положение дел в санаторно-курортной сфере и не проводит разграничений между медициной и бальнеологией. Между тем, согласно документу, в кластере предполагается вести лечебную, в том числе реабилитационную и санаторно-курортную деятельность. Эти вопросы будут проработаны во время его открытия, их не нужно прописывать в законе.
Участники слушаний также обеспокоены и тем, что создание на территории курортов лечебно-оздоровительного кластера приведет к увеличению антропогенной нагрузки на города-курорты, и это может ухудшить экологию региона. Хотелось бы подчеркнуть, что строительство новых объектов планируется на подготовленных участках. Их перечень предоставлен минкавказу России правительством Ставропольского края. При выборе участков будут обязательно учтены степень антропогенной нагрузки на местность и экологический баланс.