На предприятии в Улан-Удэ Борисова в первую очередь интересовал адаптированный к эксплуатации в условиях Крайнего Севера вертолет Ми-8АМТШ. О специализации этой машины говорят дополнительные буквы "АВ" в ее названии, означающие - арктический вариант. Пока военные заказали опытную партию из пяти вертолетов. Борисову показали пилотную машину, которую заводчане должны передать Вооруженным силам до конца этого года. Что же касается общей потребности армии в такой авиатехнике, то замминистра обороны оценил ее в пределах сотни единиц.
- Мы сейчас активно развиваем арктическую составляющую. У нас там проходят учения. И транспортные средства, которые бы в любой момент могли выполнить поставленную задачу, конечно же, необходимы, - не скрывал Борисов. - В Арктике техника эксплуатируется в экстремальных условиях, при температурах ниже минус 40 - минус 50 градусов Цельсия, при сильных ветрах, в сложных погодных условиях. И к таким условиям вертолет должен быть приспособлен.
Помимо полярного геликоптера в Улан-Удэ собирают базовую версию Ми-8АМТШ. Безостановочную работу в ближайшие пять лет заводчанам гарантирует контракт на поставку армии 52 таких машин. А в оборонном ведомстве уже думают о новых вертолетах и новых заказах. Замминистра дал понять, что модернизационный ресурс "восьмерки" далеко не исчерпан. Речь идет о возможности увеличить тягу ее двигателей, повысить грузоподъемность и дальность полета Ми-8, установить на нем современную авиаонику и новое вооружение. В перспективе военным нужен всепогодный, всесезонный вертолет, способный работать днем и ночью. Вполне возможно, что именно такую машину будут делать в Улан-Удэ.
К силовой установке МИ-8АМТШ Борисов еще раз вернулся в связи проблемой импортозамещения. Не секрет, что на большинство российских военных вертолетов раньше ставили двигатели, произведенные на Украине. Замминистра сказал, что на заводе Климова организована полная сборка отечественных двигателей ВК-2500 и наращивается их выпуск. Ми-8, выпускаемые в Улан-Удэ, оснащают как раз этими силовыми установками.
В Иркутске Юрий Борисов поинтересовался возможностями местного авиазавода серийно производить учебно-тренировочный самолет Як-152 с поршневым двигателем. Эту машину, заказанную у промышленности командованием ВВС, в перспективе военные хотят использовать для первоначальной летной подготовки курсантов - с тем, чтобы затем пересадить их на реактивные Як-130, которые также собирают в Иркутске. Но главным образом местное авиапредприятие известно своими истребителями. Заводчане имеют контракт с минобороны, согласно которому в нынешнем году военные получат 27 самолетов Су-30СМ и 12 учебно-боевых Як-130.
На предприятии замминистра убедился: выполнению контракта ничего не мешает. В завершение визита Юрий Борисов добавил, что в армии востребован магистральный пассажирский лайнер МС-21, разрабатываемый корпорацией "Иркут".