- Имеются ли у нас в стране условия для импортозамещения в агропромышленном комплексе?
Николай Панков: Для аграриев важно, чтобы государство поддерживало агропромышленный комплекс. Если поддержка будет, то задачу, которую перед нами поставил президент, мы решим. В течение трех-пяти лет обеспечим наших граждан качественной, экологически чистой продукцией по доступным ценам. На выполнение этой задачи также направлена государственная программа, которая предполагает финансирование АПК в 2015 году в размере 187,8 миллиарда рублей. В том числе дополнительно 20 миллиардов предполагается выделить на решение задачи импортозамещения.
В ряде отраслей сельского хозяйства у нас уже есть неплохие результаты. Сегодня мы на 89 процентов обеспечиваем страну мясом птицы, на 82 процента - свининой, на 71 процент - говядиной. Само по себе эмбарго не решает проблему, но мы видим, что с января импорт мяса в Россию снизился в пять раз, импорт сыра - в десять раз.
Мы не ставим перед собой цель заместить импорт на все сто. Если есть какие-то добавки, которых у нас не производят, или какие-то премиксы, будем покупать их за границей, но основные продукты - овощи, фрукты, мясо, молоко - должны производить у себя. К сожалению, пока мы все же зависим от импорта: семена у нас завозные, племенные животные на 80 процентов завозные, техника завозная. Хотя надо отметить, что Россельмаш и ряд других производителей сельхозтехники оказывают конкуренцию иностранным производителям.
Большая проблема - торговля. Мало вырастить продукцию, ее нужно еще реализовать. Для этого необходимо строить логистические центры, где бы происходила первичная обработка продукции - очистка, фасовка. Не отработана вся цепочка прохождения продукта от поля до прилавка. Очень сложно сегодня российскому производителю войти в торговые сети. Одна из причин в том, что собственниками многих торговых сетей являются иностранные граждане. Сети часто действуют в ущерб потребителю, а обвиняют в этом аграриев. В 2014 году у нас был почти трехкратный запас гречки. Урожай был везде хороший, плюс остатки с прошлого года. И не аграрии в разы взвинтили цену на гречку, а именно предприятия торговли.
Сегодня уже в некоторых регионах начались весенние полевые работы. Сейчас для аграриев важно иметь семена, технику, минеральные удобрения и кредиты по доступным ставкам. Взять хотя бы минудобрения. Не более 10 процентов производимых в стране удобрений остается в России. При этом производители продают их нашим аграриям по мировым ценам. Это неправильно. И сегодня и правоохранительные органы, и ФАС заинтересовались механизмом ценообразования на удобрения.
2014 год для сельхозпроизводителей сложился неплохо, мы собрали 105 миллионов тонн зерна. Это рекордный урожай. При этом сегодня цены на многие продукты повысились, но это уже вопрос взаимоотношения торговли и производителей.
Например, в августе-сентябре у аграриев зерно закупили по 5 тысяч рублей за тонну, а уже в конце ноября посредники стали его продавать по 14 тысяч. Чтобы исправить ситуацию, государство решило на время ввести пошлины на вывоз зерна.
Есть вопросы и к аграриям. Нужно переходить на более эффективные методы хозяйствования - улучшать менеджмент, использовать высокие технологии, повышать уровень обработки продукции.
- В условиях, когда не будет конкуренции, отечественный производитель может "расслабиться" - задирать цены по своему усмотрению, меньше заботиться о качестве продукции. Как с этим бороться?
Николай Панков: Снижения себестоимости, увеличения рентабельности производства, повышения производительности труда можно добиться только при наличии конкуренции. Мы сегодня не можем конкурировать с мировыми производителями сельхозпродуктов. Судите сами, дотация на один гектар пашни у нас около 200 рублей, а в странах ЕС - более 300 евро. Мы говорим об очень жесткой конкуренции на мировых рынках, однако здесь цены на минеральные удобрения действительно падают, но вот парадокс: для нашего потребителя они увеличились на 20-40 процентов.
Но отечественные товаропроизводители могут конкурировать друг с другом. И это происходит: наши хозяйства высевают уже не один, а несколько сортов пшеницы, чтобы снизить последствия неблагоприятных погодных условий. На землях одного хозяйства выращивается 7-8 культур, это и пшеница, и нут, это и масличные культуры, и овощные. Это все для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Многие компании в животноводстве, в растениеводстве идут на снижение цен на свои продукты для того, чтобы завоевать тот или иной сегмент рынка.
- Что делает профильный комитет Госдумы для развития законодательства в области АПК? Какие принятые законы вы считаете наиболее важными и какие предстоит принять в ближайшее время?
Николай Панков: В ближайшее время нужно принять закон о помощи на приобретение сельхозтехники. Такой законопроект внесли депутаты, и сегодня он находится на рассмотрении. Мы хотим, чтобы государство компенсировало сельхозпроизводителям 35 процентов затрат на приобретение техники, парк которой сейчас во многом устарел и большую его долю необходимо заменить.
Нужно принять закон о ветеринарии. Ведь сегодня в регионах забивается большое число животных в свиноводческих комплексах из-за африканской чумы свиней, эпидемии затрагивают и стадо крупного рогатого скота. С этим нужно решительно бороться.
Необходимо внести в законодательство новые положения о кредитах для предприятий АПК.
Механизм субсидирования сельхозпредприятий сложный. Сегодня товаропроизводители сначала уплачивают процентную ставку по кредитным договорам, которую в дальнейшем государство частично компенсирует. Было бы гораздо удобнее, если бы аграрии получали кредиты сразу по льготной ставке, а государство само рассчитывалось бы с банком без участия агрария. Это бы уменьшило бумажную волокиту, которая порой длится более полугода. Банки готовы рассмотреть это предложение. Это даст доступные кредиты для наших аграриев, в которых они остро нуждаются.
Конечно же, нужно корректировать закон о торговле. Сетевики не должны назначать наценку, которая им вздумается. Она должна быть в любом случае не более 30 процентов. А сегодняшнее законодательство позволяет предприятиям торговли назначать наценку в 100 и более процентов. При этом сельхозпроизводители получают деньги в течение 45 дней после того, как их товар продан. Если цена сильно завышена, то процесс может быть слишком долгим. Нужно ввести норму, которая бы позволяла производителю быстрее получить деньги за свой товар. Посмотрите, что происходит с хлебобулочными изделиями. Часть непроданного хлеба магазин возвращает хлебокомбинату, и он несет издержки. А надо, чтобы часть издержек за непроданный товар несли бы и представители торговли.
Нужно решать проблему производства продуктов питания с использованием ГМО. Этот вопрос по-разному трактуют, потому что тема достаточно не изучена. Но правительство правильно считает, что Россия должна быть государством свободным от производства продукции с ГМО. Такой законопроект есть, и я надеюсь, что он будет принят.
- У нас много заброшенных земель, но они ведь кому-то принадлежат. Что делать с нерадивыми владельцами сельскохозяйственных угодий?
Николай Панков: У нас сегодня в стране нет свободной земли для производства сельхозпродукции, все находится в чьей-то собственности. Кто-то производит сельхозпродукцию, но почти половина земель не используется. У нас 389 миллионов га земель сельхозназначения, в том числе сельхозугодий - около 200 миллионов га, пашни - 115 миллионов га, из них под посевы используется 76 миллионов га.
Мы внесли предложение, которое позволяет решить эту проблему и при этом пополнить бюджет. Нужно неиспользуемую землю не изымать, а увеличить штрафы, увеличить налог может быть даже в 10 раз. Тогда станет невыгодно владеть этими площадями. Потому что многие хотят продать их с выгодой под застройку. В Госдуме находится законопроект, который, как считает правительство, будет регулировать земельные отношения, но в него нужно вносить ряд изменений, и депутаты над этим работают.
Сегодня нехватка земли тормозит развитие регионов. Приходит инвестор, чтобы создать, например, предприятие молочного направления. Ему нужна кормовая база, а свободных гектаров под нее нет.
- Сейчас много говорят о безвозмездной передаче земли гражданам. Что вы думаете по этому поводу?
Николай Панков: Хорошая идея. Есть закон, по которому граждане, имеющие трех и более детей, должны обеспечиваться земельными участками. Видимо, нужно продолжать работу в этом направлении. Польза от этого будет для всех: ведь 60 процентов овощей в РФ производится не крупными агрохолдингами, а подсобными и фермерскими хозяйствами. Но мало передать землю в частные руки, нужно людям создать условия для того, чтобы их труд был продуктивным. Нужны дополнительные программы. Сегодня начинающий фермер получает один миллион рублей. Мне кажется, эту сумму необходимо увеличить.
Вообще, чем больше у нас будет крепких хозяйств различных форм собственности, тем надежнее будет система обеспечения нашей продовольственной безопасности. В сфере обеспечения населения продовольствием, как и в сфере обороны, необходим баланс, который бы обеспечивал независимость страны.