Эксперты: Законопроект о беспилотниках - "это фундаментальное событие"

Законопроект, которым будут установлены правила легального применения беспилотных летательных аппаратов, внесен в Госдуму. Документ разработан в правительстве России и вносит изменения в Воздушный кодекс, необходимые для использования беспилотной авиации.

На сайте Белого дома поясняется, что в настоящее время порядок использования беспилотных воздушных судов в России законодательно не урегулирован. При их применении устанавливается местный режим полетов, а соответствующие администрации выдают кратковременные разрешения на их выполнение.

Однако такие разрешения получают только госорганы, которые в последнее время стали активно использовать в своей работе беспилотную авиацию. Сотрудники ФМС ищут с помощью беспилотников незаконных мигрантов в Подмосковье, ФСКН использует "летающих шпионов" для пресечения контрабанды наркотиков в страну, МЧС предотвращает лесные пожары.

В середине 2013 года 12 летных отрядов, каждый из которых эксплуатирует по 5-8 легких беспилотников, были созданы в структуре МВД. С их помощью ведется патрулирование во время массовых мероприятий, поиск людей, заблудившихся в лесах, розыск скрывающихся преступников. При этом на каждый вылет полицейские также получают необходимые разрешения.

Российские военные об использовании беспилотных аппаратов задумались после вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. В настоящий момент Минобороны активно внедряет беспилотники, причем не только в разведывательные подразделения.
Однако беспилотные устройства в последнее время активно используют также коммерческие компании и частные лица. Блогеры полюбили отправлять дроны фотографировать угодья чиновников и олигархов, предприниматели используют беспилотники для доставки тех или иных грузов своим клиентам.

И такие "летчики" вовсе не задумываются о каких-либо правилах, отправляя в небо своих "птичек". В октябре прошлого года в Сыктывкаре был оштрафован бизнесмен, наладивший доставку пиццы с помощью беспилотного летающего робота. Предпринимателя мировой суд приговорил к штрафу в 50 тысяч рублей с формулировкой - "за грузоперевозку по воздуху без лицензии".

Представители власти тогда признавались, что это единственный способ привлечь к ответственности владельцев дронов, поскольку регламентирующее полеты беспилотников законодательство отсутствует.

Уже в следующем году, если закон успеют принять, всем, кто имеет беспилотник даже массой менее 30 килограмм, придется получать на него удостоверение годности к полетам. Все такие аппараты перепишут и внесут в реестр воздушных судов. Заниматься оценкой пригодности устройства к полетам будет Росавиация. При этом, даже если беспилотник признают исправным, то есть, выдадут ему талон прохождения "авиатехосмотра", заниматься с его помощью коммерческой деятельностью без дополнительных разрешений все равно будет нельзя.

Все детали законопроекта пока не раскрываются. Но главный посыл ясен - бесконтрольным полетам беспилотников над нашими головами и домами решено поставить заслон.

"Беспилотные воздушные суда - это старая терминология, которая упоминалась еще в 1944 году в чикагской конвенции, - прокомментировал "РГ" эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и комитета Госдумы по транспорту, профессор Виталий Бордунов. - Сейчас, в 21 веке, по терминологии ИКАО они называются беспилотными авиационными системами. Ведь дроны - это, действительно, системы, используемые и в военных, и в гражданских целях. Поэтому становится не совсем понятным, что мы регулируем в этом законе".

В целом же закон, по мнению эксперта, конечно, нужен. "Государство должно проделать большую работу, чтобы законодательно урегулировать процесс сертификации беспилотных систем. Мы должны быть убеждены, что беспилотники находятся в надежных руках, что они исправно функционируют и никому не причинят вреда. Вот эти моменты необходимо прописать в законе", - указал Виталий Бордунов.

"Это достаточно фундаментальное событие. С новым законодательством в области регламентации полетов беспилотных систем мы вступаем в новый этап развития авиационной техники в нашей стране", - прокомментировал "РГ" главный редактор интернет-портала о беспилотной авиации Денис Федутинов.

Как и любое новшество, по словам эксперта, законопроект, скорее всего, не будет лишен недостатков, но большинство из них станут видны уже в процессе применения нового законодательства.

"Самое главное, что основная идея документа - не ограничить применение беспилотников, а сформировать правила, чтобы дать возможность более интенсивно развивать и применять беспилотные системы для решения не только военных, но и гражданских задач", - добавил Денис Федутинов.

Так, беспилотные авиационные системы, по его словам, все шире применяются для мониторинга нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, железных и автомобильных дорог. И это только часть тех задач, которые можно решать с помощью беспилотников.

Примечательно, что по единому мнению специалистов, в ситуации, когда беспилотники летают вне правового поля, оказались почти все страны. У России же сейчас появился шанс первой легализовать этот экзотический вид авиационной деятельности.