Несмотря на то, что планировалось это как "единоразовое" торжественное мероприятие (постановщиками выступали сам Валерий Фокин при участии главного режиссера Новой сцены Александринки Марата Гацалова), спектакль получился столь эстетически безупречным и художественно цельным, что в этом случае действительно жаль было бы ограничивать круг сопричастных к нему лиц исключительно приглашенными на один вечер. А первыми свидетелями новой литературно-театральной композиции стали председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель петербургского Законодательного собрания Вячеслав Макаров; директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Чепуров, Олег Басилашвили, Андрей Битов, Александр Сокуров, петербургские писатели, поэты, их издатели и почитатели.
Изысканности церемонии можно было позавидовать. Это было красиво, эффектно стремительно и технически совершенно - современные возможности Новой сцены Александринки были использованы по максимуму. И оправданно: возникал завораживающий эффект, когда актеры в образах знакомых литературных героев появлялись на сцене как будто не из-за кулис, а из ваших личных сновидений. Словно это были не персонажи Чехова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, не лирические героини Берггольц, Ахматовой и Ахмадулиной (и даже не звучавшие строки высокой поэзии Пушкина, Лермонтова и Бродского), а наши воспоминания о них. У каждого - сугубо личные.
Но это были еще и литературные знакомые, точнее, литературные видения, открывающиеся с совершенно неожиданной стороны. Я не нашла ни одного театрального клише в подаче Виталия Коваленко тригоринского монолога из "Чайки": блеснул, удивил, потряс. Познакомил с новым ярчайшим беллетристом - никогда ни с кем не спутаете - ни в стиле писать, ни в манере жить. Так же как никогда не забудете "людей, львов, орлов и куропаток" Нины Заречной в исполнении Юлии Марченко, чеховскую "Лебединую песню" из уст Николая Мартона, монолог Ивана из "Братьев Карамазовых" от Петра Семака...
Убедиться в справедливости всего вышесказанного теперь представится возможность.