25.03.2015 21:05
    Поделиться

    Уральских школьников вместо уроков отправят в поход

    Организация экскурсий для школьников станет драйвером развития внутреннего туризма
    Весенние каникулы стали тестовой площадкой для запуска в Свердловской области нового туристического продукта - программы "Урал для школы". Местные туроператоры предлагают системе образования около полутора десятков экскурсионных маршрутов, тесно связанных с образовательными программами 5-9 классов. В перспективе в Свердловской области разработают свыше 30 туристических познавательных программ для школьников.

    - Проект не только сделает более привлекательной и наглядной образовательную программу, он станет драйвером развития туристической отрасли в регионе, - уверен директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.

    По расчетам чиновников, благодаря школьной программе турпоток на внутрирегиональных направлениях вырастет на 450 тысяч человек. В создание инфраструктуры для достойного приема юных туристов планируется инвестировать 13 миллионов рублей.

    О том, что в школьную программу логично вписать познавательные экскурсии по родному краю, было заявлено в начале нынешнего учебного года. Правительство Свердловской области организовало встречу сотрудников регионального министерства общего и профессионального образования с представителями турбизнеса. Последние с ходу предложили педагогам несколько десятков вариантов "уроков на пленэре". Так, например, изучая естествознание, школьники смогут подробно познакомиться с минералогией в музее имени Ферсмана в Мурзинке, посетить природные парки "Бажовские места" или "Оленьи ручьи", а чтобы более глубоко понять декабристское движение, можно отправиться в Туринск или в соседнюю Тюменскую область.

    Круг школьных предметов, которые "зовут в поход", широк: история, география, литература, естествознание, биология, физика, в основном с космическим уклоном.

    - Ни один самый проработанный учебник природоведения, ни один красочный рассказ преподавателя не могут принести ребенку столько эмоций и информации об окружающем мире, как путешествие по родному краю, - уверена директор гимназии № 205 Екатеринбурга Татьяна Сажина. - Мы, конечно же, проводили экскурсии и раньше. Но они считались внешкольной работой. Приходилось какие-то уроки сдвигать, доказывать необходимость поездки, вести переговоры с туристическими компаниями, оргработу с родителями. Сейчас, надеюсь, все станет проще.

    Представителям областного минобра поручено вплести туристические маршруты в школьную программу. Сейчас ведется подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации экскурсионных образовательных маршрутов. Процесс этот, как подчеркивают чиновники, сложный, требует разработки дополнительной нормативной документации, множества согласований. Понятно, что федеральный компонент школьной программы изменить сложно, а вот региональную составляющую - вполне реально.

    Туроператорам также предложили проштудировать учебники и предложить новые варианты познавательных поездок, усовершенствовать уже имеющиеся маршруты.

    - Найти, что нового показать детям, несложно. Больше проблем с организацией услуг. Сейчас на трассах даже элементарные санитарные остановки не оборудованы. Я уж не говорю о гостиницах, где школьников можно было бы комфортно и недорого разместить. Развитие туристической инфраструктуры требует немалых вложений. И для того чтобы эту идею довести до ума, понадобится не один год, - считает Наталья Смирнова, менеджер по развитию детского туризма одной из компаний, участвующих в проекте.

    Родители школьников к презентованной программе отнеслись по-разному. Одни ликуют: "Я - за! В этом году отдала ребенка в турклуб - пищит от восторга!" Другие сомневаются в целесообразности выездных уроков: "Надеюсь, обязаловку не введут. Мой ребенок очень плохо переносит дальние поездки на автобусе. Вырастет - съездит, куда захочет".

    В правительстве Свердловской области подчеркивают: туристическая составляющая хотя и связана с образовательной программой, но все же носит рекомендательный характер. И "неуд" за неявку на экскурсию никто ставить не будет.

    - Если учитель хочет разнообразить подачу учебного материала, дополнить его сведениями о регионе, он может воспользоваться услугами турфирм. Проект запущен для того, чтобы, во-первых, туроператоры понимали, по каким маршрутам лучше возить школьников, во-вторых, чтобы поездки групп учащихся были лучше организованы. Сейчас многие учителя, не имея на то права, рискуют перевозить детей самостоятельно: заказывают сторонний транспорт, не привлекают знающих экскурсоводов, - говорит руководитель областного центра развития туризма Эльмира Туканова.

    По мнению чиновников, самодеятельность в организации туров угрожает безопасности детей, поэтому и необходимо перестроить процесс: аттестовать туроператоров, которые получат право участия в школьной программе, сертифицировать экскурсионные продукты. Заметим, походы с рюкзаком по родному краю и романтические посиделки у костра, как это ни грустно, в проект "Урал для школы" не вписываются.

    Неясен пока и вопрос финансирования программы. В правительстве Свердловской области упомянули о некой инвестиционной поддержке. Но речь пока идет только о возможных вложениях в развитие инфраструктуры. Главными же спонсорами школьных экскурсий по-прежнему остаются родители.

    Между тем путешествия даже по родному краю - удовольствие недешевое. Минимальная цена экскурсии (для группы в 40 человек) - 500 рублей с человека. Двухдневная поездка обойдется родителям юного туриста от 4 до 6 тысяч рублей. Тем не менее бизнес уверен: детский сегмент туристического рынка все равно будет расти. Во-первых, родители готовы вкладывать деньги в дополнительное образование и расширение кругозора своих чад, во-вторых, зарубежное направление детского туризма стремительно сокращается.

    Кстати

    Как показали новогодние каникулы, интерес к внутреннему туризму у жителей Свердловской области в 2015 году вырос на 30 процентов. При этом туристические услуги внутри региона подорожали на 15-20 процентов.

    Поделиться