Новости

25.03.2015 21:00
Рубрика: Культура

Правды и неправды Пепеляева

Максим Матвеев снялся в роли белого генерала
На киностудии "Ленфильм" закончились съемки исторического детектива по повести Леонида Юзефовича "Контрибуция".

После "Белой гвардии" это второе обращение режиссера Сергея Снежкина к теме Гражданской войны. За увлекательной фабулой "герметического детектива" (действие происходит в доме экс-губернатора Перми, куда молодой генерал Анатолий Пепеляев приглашает местных купцов с целью собрать деньги для нужд армии) скрывается попытка понять, кто прав и кто виноват. Да и есть ли в Гражданской войне "правые" и "виноватые". Реально существовавшего Анатолия Пепеляева играет Максим Матвеев:

Вы прежде знали что-нибудь о генерале Пепеляеве?

Максим Матвеев: Ничего. Но я очень рад, что эта работа открыла мне эту совершенно уникальную личность. Весной 20-го года он бежал с женой и сыновьями в Харбин, где зарабатывал на жизнь то грузчиком, то плотником. А потом с ним происходит нечто исключительное. Он опять идет воевать, пытаясь собрать против красных хоть какую-то армию, ее вооружить, и в итоге доходит до Якутии. Но, в конце концов, его отряд был вынужден сдаться. Казалось бы, участь пленного генерала Пепеляева предрешена. Но вместо расстрела суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. Как, почему? Загадка.

Не менее загадочно его письмо Михаилу Калинину с просьбой о помиловании.

Максим Матвеев: Бог его знает, зачем он писал. Может быть, рассчитывал, что советская власть не навсегда, и рассчитывал сыграть свою роль в этом. Мы со Снежкиным придумали один психологический нюанс. Пепеляев стал генералом очень рано - в 27 лет, и мы увидели в этом его крест. В повести Юзефовича он появляется в парадной шинели, на лошади, в каком-то смысле бравируя. В его гневе, что никто не встречает, чувствуется некоторое мальчишество. А у нас он, в отсутствие штаба, отягощен непростыми обязанностями - где разместить войска, как их обеспечить довольством и т.д. Пепеляев - человек, в свое время очень сильно уязвленный, отсюда его холодность, жесткость и даже жестокость. У нас в фильме Пепеляев подписывает расстрельный приговор, хотя реальный Пепеляев не только никого не казнил, а, напротив, распустил по домам 20 тысяч своих пленных ...

Семь десятков лет для нас героями были лишь красноармейцы, в последнее время идеалы ищем в Белой армии. Но существуют факты, что и там была коррупция, в частности, прибывшие во Владивосток английские танки, купленные за золотой запас, белые продавали красным...

Максим Матвеев: Однозначности не было ни у кого - ни у красных, ни у белых. Беспредельно жестоки были и Деникин, и Колчак. Что касается Колчака, то слишком много неясного в истории с золотым запасом России. Гражданская война стирает все критерии, по которым мы судим о людях в мирное время. Именно поэтому эта тема так волнует сегодня, когда мы нечто подобное наблюдаем сами.

Гражданскую войну, как и Первую мировую, нам еще предстоит открывать. Много "белых пятен" и в истории Великой Отечественной. Помните, в фильме "Ярость" с Брэдом Питтом сцену, когда американские танкисты ведут себя отвратительно в квартире немецких женщин? В нашем кино такая сцена невозможна...

Максим Матвеев: Наверное, вы правы. Действительно, в нас десятилетиями сформировали взгляд на героизм, и нам трудно принимать неоднозначность многих вещей, происходивших на войне. Как-то прочел реальную историю про то, как русские и немцы решили отметить Новый год. Дело происходило в одной деревне, разделенной линией фронта. Воюют долго, уже практически друг о друге все знают. Уже даже существуют негласные договоренности - кому когда идти за водой. И вдруг кому-то приходит в голову устроить краткое перемирие, чтобы отметить праздник в ближайшем сарае. Одни притащили шнапс, другие - водку. Все закончилось тем, что их расстреляли партизаны, не разобравшиеся, что в сарае есть и наши. Ужас в том, что все, кто был внутри дома, - и немцы, и русские, объединились, отстреливаясь от нападавших. Но такой сюжет долго не появится на наших экранах. Хотя, мне кажется, важно понять, что ко многим вещам, которые там происходят, нельзя относиться осуждающе с позиции мирного времени.

Ваш дедушка воевал?

Максим Матвеев: Да, и он меня, кстати, пристрастил к военному кино. "Баллада о солдате", "На безымянной высоте" пересматривались по несколько раз. И каждый раз не мог остановить слез, смотря, как погибают герои фильма "В бой идут одни старики". Я и сам хотел быть военным - носил зеленые рубашки, похожие на гимнастерки, нацеплял самодельные медальки - хотелось, чтобы у меня было так же много медалей, как у моего деда...

Для кинематографистов минкультуры назвал в списке приоритетных "Истории успеха, способные вдохновить".

Максим Матвеев: Понятно, что кино должно ориентироваться на что-то куда более увлекательное, значительное. Но здесь очень легко скатиться в пафосную пустышку, сделать плоскую агитку, которая не тронет никого - ни самих создателей, ни зрителей. Мне кажется, что герой сегодняшнего времени -человек с недостатками, даже с какими-то отрицательными качествами. Но который хочет быть лучше. В этом-то и заключается "история успеха", на самом деле...

Культура Кино и ТВ Наше кино
Добавьте RG.RU 
в избранные источники