Однако, как отмечают эксперты, многие автомобилисты перемены на себе практически не почувствуют. Цена "нового" полиса для опытных автолюбителей, не попадавших в дорожно-транспортное происшествие, да еще и проживающих в регионах с низкой аварийностью на дорогах, если и повысится, то дифференцированно. Об этом шла речь вчера в Совете Федерации на "круглом столе" на тему: "О реализации законодательных новаций в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств".
Как напомнил замминистра финансов России Алексей Моисеев, закон об ОСАГО работает более 11 лет, а первое повышение тарифа на этот вид страхования произошло только осенью прошлого года - на 23-30 процентов, в среднем на тысячу рублей в год. Это было отчасти связано с существенным изменением законодательства об этом виде страхования. Так, например, выросла максимальная планка выплат "по железу" - с 120 до 400 тыс. рублей. А с 1 апреля существенно вырастут лимиты выплат "по жизни и здоровью" - до полумиллиона рублей. При этом получить выплату станет гораздо проще, чем раньше, подчеркнул замминистра. Если прежде, чтобы получить возмещение за причинение вреда здоровью в результате ДТП, пострадавший должен был собрать справки и чеки, доказывая, сколько денег он потратил на лечение, то теперь специальная методика устанавливает, сколько страховая компания должна заплатить человеку при получении им травмы. И сделать это страховщики должны не "потом", а сразу - решение будет приниматься в течение 5 календарных дней, а деньги перечислят в течение 20 дней. Если потом окажется, что человек получил более серьезные увечья, то страховщик должен будет ему доплатить.
По словам директора департамента страхового рынка Центробанка России Игоря Жука, главный посыл изменения законодательства об ОСАГО и тарифов - повышение качества этого вида страхования. А по данным члена Совета Федерации Н. Журавлева, по итогам прошлого года ОСАГО показало убыточность во многих регионах и у многих страховщиков, в результате чего они были вынуждены повышать тарифы на другие виды страхования, чтобы хоть как-то компенсировать потери. Новые тарифы на ОСАГО позволят прийти к "нулю". О прибыльности речи пока не идет.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев привел конкретную тарифную арифметику. Цена страховки, например, "Форд Фокус" для безаварийного водителя с небольшим стажем сейчас составляет в Москве около 4,4 тыс. рублей, во Владимире - 3,5 тыс., в Калининграде - 2,4 тыс., в Крыму - 1,3 тыс.
После апрельского роста в Москве такая страховка будет стоить 6,1 тыс. руб., во Владимире - 4,9 тыс., в Калининграде - 3,4 тыс., в Крыму - 1,8 тыс. Наиболее ощутимым рост тарифов будет для дорогих машин, особенно если их водители попадали в аварии, отметил Евгений Уфимцев. Например, за "Мерседес-Бенц S600", если его владелец единожды был в ДТП, страховка в Москве увеличится с 12 тыс. до 16,9 тыс. рублей, а во Владимире - с 9,6 до 13,5 тыс. Он напомнил, что такая региональная дифференциация связана с тем, что теперь по законодательству учитывается не только личный коэффициент водителя, который зависит от его стажа управления авто и аккуратности вождения, но и региональный коэффициент, связанный с общей ситуацией и аварийностью на дорогах. Но, учитывая, что 85 процентов водителей в России "примерные", повышение тарифов их коснется в меньшей степени.