26.03.2015 19:22
    Поделиться

    Автолюбители готовы платить больше, если выплаты станут соразмерны ущербу

    26 марта 2015 года в медиацентре "Российской газеты" прошел круглый стол на тему "Правомерность роста тарифов ОСАГО с 1 апреля 2015 года". В мероприятии приняли участие: Михаил Порватов - начальник управления методологии РСА, Сергей Федотов - заведующий отделом судебных автотовароведческих экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Николай Тюрников - руководитель Ассоциации защиты страхователей, Александр Казаченко - руководитель направления регионального развития компании Audatex, Андрей Кинякин - управляющий партнер Akteon Asset Management, Сергей Канаев - руководитель Федерации автовладельцев России.

    С 1 апреля 2015 года вступают в силу поправки в ОСАГО, которые увеличивают выплаты по страхованию жизни и здоровья, одновременно с 12 апреля поднимаются тарифы на ОСАГО на 40-60%. Напомним, перед этим тарифы повышались на 23-30% в октябре 2014 г.

    По мнению Сергея Канаева, несмотря на рост тарифов, выплаты по ОСАГО не будут подняты соразмерно увеличению, что ставит под сомнение целесообразность роста цен на страховку.

    - Допустим невероятное: каждый неурегулированный случай за 2014 год, а их 20 было тысяч, потребует максимальной выплаты, которую предусматривают страховщики, 500 тысяч рублей по здоровью и 400 по "железу", - отметил эксперт. - Мне кажется, что таких совпадений не будет, и таких невероятных случаев тоже не произойдет, поэтому страховщики абсолютно спокойно поднимают страховые выплаты по здоровью до 500 тысяч и по "железу" до 400, потому что средняя выплата за прошедший год составила 35 тысяч рублей. В этом свете никаких оснований для очередного повышения тарифов ОСАГО просто не существует

    Между тем начальник управления методологии РСА Михаил Порватов отметил, что базовые тарифы ОСАГО не увеличивались на протяжении 12 лет!

    - С 2002 г. базовый тариф не менялся ни разу. Были некоторые корректировки региональных коэффициентов, - пояснил Михаил Порватов. - Какая была инфляция за это время, все мы знаем. Где-то два года назад страховщики собрали "круглый стол". Там были руководители крупнейших страховых компаний, даже их владельцы. Назывался этот "стол" "Кризис ОСАГО". Это был 2013 г. Ситуация была гораздо лучше, чем сейчас. Но страховщики видели, куда это все идет. И уже тогда речь шла о том, что страховой тариф перекошен и его необходимо сбалансировать.

    Эксперт полагает, что отсутствие корректировки в последние два года привело ко многим проблемам на рынке ОСАГО.

    - Примерно в сорока субъектах Российской Федерации есть реальные проблемы с покупкой полиса ОСАГО. В чем они выражаются? Либо страховщики уходят из этих регионов, просто закрывают филиалы, закрывают точки продаж и не продают. Либо страховщики продают ОСАГО, навязывая дополнительные услуги. Будь то страхование жизни, добровольное страхование автогражданской ответственности,- продолжил Михаил Порватов. - Это неправильно, но это так. Есть уже факты отказов крупных, и ответственных страховщиков от лицензий по ОСАГО вообще. В чем причина такого положения дел? Причина, на самом деле, одна. То, о чем говорили страховщики два года назад, свершилось. В результате недооцененности тарифа сложилась ситуация, при которой страхование ОСАГО стало убыточным.

    Также, по словам эксперта, ОСАГО уже давно является убыточным бизнесом. Иначе бы компании не сворачивали свою деятельность в регионах. Страховые премии в 2014 года по сравнению с 2013 годом выросли, а тариф остался прежним, по этой причине РСА ожидает в недалеком будущем серии банкротств среди страховых компаний.

    В свою очередь, Николай Тюрников, отметил, что положительные моменты в ситуации с повышением тарифов присутствуют - главный из них заключается в том, что будут производиться реальные страховые выплаты людям, здоровью которых был нанесен ущерб в результате ДТП.

    - То, что касается выплат по жизни и здоровью, действительно, система меняется в лучшую сторону, - пояснил специалист. - Она становится сколько-нибудь приемлемой для автовладельцев. Потому что до этого все 11 лет выплату по жизни и здоровью получить было практически невозможно. Так как человек должен был собирать справки и потом еще доказывать, что это не входит в программу ОМС. Поэтому один процент от выплат формировался. Из этого одного процента практически все приходилось, на самом деле, на смерть.

    Но, в то же время, как считает Николай Тюрников, сами автовладельцы негативно относятся к возможности роста цен на страховку.

    - Люди говорят, что они категорически против повышения этого тарифа. Недавно появились опросы, согласно которым 65% граждан заявили, что хотят повышения тарифа. В это верится с трудом, - подчеркнул он. - Это все равно что, мы сейчас придем и скажем: вы с удовольствием купите завтра сыр в магазине в два раза дороже? Что, 60 процентов на это ответит? Я хочу покупать его дороже? Достоверность этих данных мы ставим под большое сомнение.

    На что Михаил Порватов возразил, что ошибочна сама постановка вопроса и выводы о том, что люди хотят повышения цен.

    - Действительно подобные опросы есть, но смысл их заключается в том, что автовладельцы готовы платить больше и даже ратуют за увеличение тарифа, при условии, что они смогут без каких либо проблем приобретать страховку и получать выплаты по ней в соразмерном с ущербом объеме, - разъяснил эксперт. - Приведу простой пример: ежедневно в офисы для приобретения страховок обращается очень большое количество людей. Там сидит оператор, который работает очень медленно, в результате со страховкой уезжает лишь одна треть из тех, кто обратился. А за углом стоит машина ДПС, инспектор останавливает машины и спрашивает: "А у вас есть страховка?" Если нет - штраф. И так происходит постоянно. Вот, чтобы такого избежать, люди готовы платить больше, они выступают не за повышение цен, а за улучшение серв

    Поделиться