26.03.2015 00:23
    Поделиться

    Москвичи рассказали, какими они хотят видеть поликлиники

    Беспрецедентным по количеству участников оказался краудсорсинговый проект, в ходе которого москвичей попросили ответить на вопрос, какими они хотели бы видеть столичные поликлиники. В нем зарегистрировалось 58 тысяч человек, которые высказали 27 тысяч предложений. После обсуждения их на электронном референдуме, сообщила на недавнем заседании правительства Москвы заммэра Москвы Анастасия Ракова, самые действенные меры будут внедрены в практику работы лечебных учреждений.

    К врачу без барьеров

    Более 5 тысяч предложений высказано лишь на тему о том, как сделать более доступной запись к врачу. Уже это говорит о том, насколько проблема волнует москвичей. Казалось бы, за последние годы в столице немало сделано для ее решения. Не нужно больше стоять в очередь в регистратуру - в холле любой поликлиники стоят инфоматы с расписанием работы врачей - выбирай любого. Можно еще проще - записаться по Интернету и по электронке получить талон на прием к доктору. Ну и по старинке - позвонить по телефону, такой способ тоже никто не отменял. В чем же дело? А в том, что часто быстро не попадешь - записывают не на сегодня-завтра, как хотелось бы, а значительно позже.

    Недавно руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун уволил главных врачей сразу четырех городских поликлиник - N 219, 180, 62 и 19 за то, что время ожидания приема там доходило до 5 и более дней. "Это непрофессиональное выполнение их обязанностей, - заявил он, - с которым мы не можем мириться". Но это, увы, вопроса в целом проблемы пока не решило, что признает и сам глава департамента.

    Впрочем, москвичи, как выяснилось, люди самокритичные. Часть вины за то, что нет талончика на нужный день, они берут на себя, признавая, что случаи, когда записавшийся не приходит на прием, увы, далеко не редкость. "Если мы задумаемся, что где-то есть врач, который ждет, а где-то есть заболевший человек, который не смог попасть на прием потому, что это время заняли вы, вам, скорее всего, станет стыдно, вы обуетесь и потащитесь в поликлинику. Но, к сожалению, большинству это и в голову не приходит", - вот лишь одна из записей-откровений, что нужно сделать для улучшения поликлиники. Остальные более конкретные.

    Горожане, например, предлагают улучшить систему напоминаний о приеме у врача с использованием СМС, электронной почты, телефона и т. д. Если данного врача по каким-то причинам не будет в этот день, пациенты должны об этом заранее узнать. Ну и самим горожанам нужен необременительный механизм, с помощью которого они могли бы отказаться от запланированного визита к доктору (причины ведь могут быть и уважительные) и перезаписаться на другое удобное время. И вот когда все это будет, а пациент все равно пропустит прием, вот тогда его можно даже оштрафовать! Такое предложение высказали, между прочим, тоже сами москвичи.

    Избавьте от очередей

    Еще больше волнуют горожан очереди у кабинета врача. Как от них избавиться - более 6 тысяч предложений. Городские власти и тут не сидят сложа руки. В частности, ряд поликлиник в Москве уже работает не только по субботам, но и по воскресеньям. Москвичи безоговорочно это поддерживают: "Если у нас многие магазины открыты даже в ночное время, то почему бы и поликлиникам не работать подольше, а не с 8.00 до 20.00, когда большая часть людей на работе?"

    Неплохо бы разделить потоки пациентов, считают многие, чтобы не сидели в один и тот же кабинет люди, впервые обратившиеся за помощью и те, кто пришли закрыть больничный. В городской поликлинике N 64 это уже сделали и, как рассказала "РГ" ее главный врач Инга Кокарева, эффект потрясающий. "У нас все, кто приходит первый раз, сначала попадают к дежурному врачу и получают все направления на анализы. На прием к доктору для обследования и назначения конкретного лечения человек идет уже с их результатами". Есть в этой поликлинике и кабинет, где выдают справки, санаторные карты, выписки из истории болезни. В результате пришедшие за этими документами не парятся в общей очереди.

    В этой же поликлинике, как и в консультационно-диагностическом центре N 4, внедрено еще одно новшество - участковые врачи больше не ходят по подъездам домов по вызовам пациентов. Вместо них выезжает специальная врачебная бригада. И если участковый за день обходил всего нескольких человек, то бригада на колесах и с мобильным электрокардиографом объезжает до 35 человек. Терапевты же в это время ведут прием в поликлинике - не четыре часа, как прежде, а шесть. Соответственно, и принимают больше людей.

    И очередей здесь уже нет!

    Ожидая, что их примеру скоро последуют и другие, пациенты предлагают: "Введите пока хотя бы, как во многофункциональных центрах, электронные табло, которые будут показывать движение очереди, чтобы сидеть было не так скучно".

    Лучше никуда не ходить

    Среди москвичей немало тех, кто лечиться вообще не любит. Для них визит к врачу сродни наказанию. Очевидно, именно от этой категории пациентов поступило примерно 5 тысяч предложений, как избавить людей вообще от посещения поликлиники или, по крайней мере, уменьшить необходимость ходить туда. Они считают, что городским поликлиникам следует поучиться у частных врачей. Ведь стоит войти в Интернет - и можно найти массу врачей, предлагающих консультацию в режиме онлайн совершенно бесплатно. Если же, поговорив с таким доктором, человек видит, что дело серьезное и надо все-таки идти на прием, он перешагнет через свое нежелание и пойдет. Так почему бы и государственным поликлиникам не организовать такие консультации по телефону или по Скайпу - им-то доверия больше? Или, скажем, зачем ездить в поликлинику, чтобы получить справку? Ее тоже можно заказать и получить по электронной почте! То же самое касается рецептов для хронических больных, у которых состояние здоровья стабильное, и им просто нужно получить новый рецепт на лекарство, которое они принимают уже не первый год.

    Ну, а если уж мы пришли в поликлинику, то хотелось бы, говорят москвичи, чтобы пребывание в ней было более комфортным. "Для начала хотя бы увидеть улыбку на лице сотрудников регистратуры, ведь уже благодаря ей половину недугов перенести легче", - пишут горожане. А еще они мечтают об удобной навигации, при которой не нужно пытать у каждого белого халата, как найти нужную вам службу, о кулерах с водой, которые стояли бы на каждом этаже и можно было бы не думать, чем запить ту же таблетку, а в туалетах были бы предметы личной гигиены. В детских поликлиниках явно напрашиваются комнаты для пеленания малышей.

    Меняться в лучшую сторону все будет быстрее, уверены горожане, если оценивать работу всего лечебного учреждения и каждого отдельно взятого врача будут сами пациенты. Причем не так, как сейчас, - напишут они о нарушениях на сайте поликлиники, и это мнение может висеть там сколько угодно без всякой реакции руководства поликлиники. "Нужно создать электронный сервис, который позволит оценить работу врача сразу после приема, - говорят участники проекта. - По этим оценкам можно будет создать и рейтинг поликлиник, доступный всем москвичам".

    Кстати

    По мнению руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексея Хрипуна, все это вполне может быть реализовано на практике. Он заверил, что эксперты ведомства уже работают над конкретным перечнем мер, способных существенно изменить московские поликлиники. Когда он будет сформирован, его вынесут на электронный референдум на голосование всех москвичей.

    Поделиться