По данным Минфина, с начала года по 19 марта доходы бюджета снизились на 6 процентов, а без учета ряда разовых поступлений - на 12 процентов. В числе таких разовых поступлений министр назвал доходы от управления средствами суверенных фондов и трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Он также добавил, что если за основу расчета первого квартала взять реальные цифры цены на нефть, которые сегодня уже сложились, то после пересчета получилось бы, что снижение доходов произошло примерно на 20 процентов.
"Мы ожидаем дальнейшего ухудшения динамики доходов во втором квартале", - сказал чиновник.
По данным Минфина, федеральный бюджет РФ в январе-феврале исполнен с дефицитом в 7,4 процента ВВП.
А что будет с ценами на нефть - основой бюджетных доходов - дальше? Силуанов сообщил, что переизбыток производства нефти и стагнирующий спрос на нее не позволяют предположить, что цена на нефть в ближайшие годы достигнет 70 долларов за баррель.
"Стоимость нефти составила сегодня около 53 доллара за баррель, и мы прогнозируем по году размер этого показателя 50 за баррель, - добавил он. - По оценкам аналитиков, цена на нефть может колебаться от 40 долларов за баррель, поскольку на мировом рынке переизбыток производства нефти, а потребление не увеличивается, заполняются запасы США, обсуждается вопрос об экспорте нефти США, (происходит) увеличение добычи в Ливии, Иране, Ираке".
По словам министра, сейчас перед государством стоит задача адаптации бюджета к новым условиям, в том числе, вдвое упавших цен на нефть, "и адаптация эта возможна только в условиях реализации жесткого подхода к расходам бюджета".
Силуанов признал, что падение цен на нефть в 2015 году обошлось бюджету в 4,3 трлн рублей. При этом из-за ослабления рубля это снижение смягчилось на 2,3 трлн рублей. Таким образом, в итоге бюджет потеряет около 2 трлн рублей, добавил он.
Поправки в бюджет РФ на 2015 год направлены на то, чтобы не допустить раскручивания инфляции, также заявил глава Минфина. "Ведь вслед за ростом инфляции мы вынуждены будем индексировать расходные обязательства, которые существенно увеличивают расходы федерального бюджета", - объяснил он. Напомним, что рассматриваемыми в ГД поправками предлагается снизить объемы расходов, не проводить индексацию определенных видов расходов, планируется сокращение численности госслужащих, а также сокращение их заработной платы на 10 процентов.
Минфин на случай ухудшения просил у Госдумы дать разрешение на использование дополнительных 500 миллиардов рублей из Резервного фонда в 2015 году. Это вдобавок к 3, 074 триллиона рублей, которые предполагалось использовать ранее. Однако Силуанов сказал, что этими деньгами дело, скорее всего, и ограничится - дополнительные средства не понадобятся.
Госдуме предстоит голосование за поправки правительства. Напомним, что они были внесены 16 марта. Доходы федерального бюджета в 2015 году сокращаются на 2,54 триллиона рублей (16,8 процента) - до 12,54 триллиона рублей, расходы - на 0,298 триллиона рублей (2 процента) - до 15,215 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,675 триллиона рублей, или 3,7 процента ВВП, вместо планировавшихся 0,6 процента ВВП и будет в основном покрываться за счет средств Резервного фонда. Уточненные параметры бюджета рассчитаны исходя из среднегодовой цены нефти Urals 50 долларов за баррель, вместо 96 долларов, заложенных в закон о бюджете на 2015 год, и курса доллара в 61,5 рубля.
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров обратил внимание на то, что поправки в бюджет направлены в первую очередь на выполнение социальных обязательств и помощь тем гражданам, которые в этой помощи больше всего нуждаются.
В законопроекте, по его словам, предусмотрены суммы, которых ранее заложено не было. Например, 188 млрд рублей на индексацию пенсий, 4,5 млрд рублей, которые выделяются на то, чтобы решать проблемы ипотеки. "Надо наполнить содержание антикризисной программы необходимыми финансовыми ресурсами, - уверен глава комитета. - Федеральный бюджет является лишь одним из пунктов антикризисной программы, но без внесения изменений в федеральный бюджет остальные пункты программы не заработают".
По его словам, призывы парламентской оппозиции подождать, когда будет более точный прогноз", необоснованны. "Могут ли ждать, когда у нас будет точный прогноз, пенсионеры? Может ли ждать государственный долг, который в связи с изменением курса рубля, на самом деле увеличился? - поставил вопросы парламентарий. - И это серьезнейшие средства, более 100 млрд рублей, которые необходимы просто для того, чтобы государственный долг выплачивался регулярно".