Сергей Владимирович, 2015 год не обещает быть простым, нас ожидает проверка на прочность. С какими показателями Иркутская область вошла в этот год и каковы прогнозы развития?
Сергей Ерощенко: Я не помню, когда бы нас на прочность не проверяли. Те же 1990-е годы - нынешнее время не идет с ними ни в какое сравнение. Другое состояние экономики, другие тенденции - тогда все рушилось, сегодня мы созидаем. Условия теперь, может, и не самые благоприятные, но достаточные для развития.
Три года назад бюджет Иркутской области составлял 72 миллиарда рублей, валовый региональный продукт - 686 миллиардов, социальные объекты строились не годами - десятилетиями. Сегодня региональный бюджет - около 100 миллиардов рублей (консолидированный, с учетом местных бюджетов - 125 миллиардов), ВРП - 837 миллиардов, растут поступления налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, значит, увеличивается, выходит из тени зарплата, появляются рабочие места. Мы завершили все долгострои, в том числе онкологический центр и СПИД-центр. В прошлом году сдали 35 детсадов, начинаем строить школы.
За этим стоит огромный объем работы. Нужно было пресечь коммерциализацию бюджета - практику, когда из года в год одни и те же подрядчики получали заказы, одни и те же предприятия - субсидии. Те, кого мы отлучили от кормушки, сегодня и возмущаются громче всех. Необходимо было провести политическую реформу с тем, чтобы власти - от губернатора до мэров территорий - работали на исполнение указов президента РФ. Ведь три года назад, когда мы обратились к мэрам с просьбой предоставить землю под строительство детских садов, через 8 месяцев (!) было выделено только одно место.
Мы создали систему льгот для предприятий в обмен на опережающее их развитие и рост налоговых поступлений. Выстроили со всеми крупнейшими компаниями партнерские отношения - с большинством из них у нас заключены соглашения о сотрудничестве. Бизнес не просто присутствует на той или иной территории, он вовлечен в ее развитие, помогает в реализации социальных проектов, развитии инфраструктуры.
К апрелю в России появятся программы импортозамещения в ключевых отраслях, разрабатываемые сейчас минпромторгом. Какие отрасли по линии импортозамещения следует считать ключевыми для Иркутской области?
Сергей Ерощенко: Об импортозамещении мы думаем уже не первый год. Серьезно занялись сельским хозяйством, потому что продовольственная безопасность - один из базовых показателей благополучия. Кроме того, понятная история происхождения продукции позволяет регулировать цены - не запретами, а через поддержку сельхозпроизводителей. У региона хорошая обеспеченность мясом, молоком (в прошлом году его производство выросло), зерном, яйцо мы даже вывозим в соседние регионы.
Иркутские авиастроители работают над замещением импортных материалов и систем в конструкции самолета МС-21 отечественными. В прошлом году в Иркутске по этому вопросу министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров проводил совещание.
Сейчас многие отечественные компании, нуждающиеся в инвестициях и технологиях, ищут выход на страны АТР, на их финансовые рынки. Мы имеем естественное преимущество - географическую близость к Азии. Привлекая к реконструкции иркутского аэропорта корейские компании, мы рассчитываем создать в регионе современный строительный кластер. Стимулируя создание совместных предприятий в лесной отрасли, мы получаем технологии лесопереработки. И оставляем себе прибавочную стоимость.
В ближайшее время должна завершиться передача аэропорта в областную собственность. У региона были большие планы на его преобразование. Насколько кризис скорректировал их?
Сергей Ерощенко: Аэропорт - это ключевой объект для региона. Он поддерживает малую авиацию, расширяет возможности работы со всеми авиакомпаниями, поэтому наши планы остались в силе. И потенциальные якорные инвесторы подтверждают свой интерес. "Ростех" готов строить центр техобслуживания. "Роснефть" заинтересована в строительстве топливного терминала - в 40 километрах от Иркутска есть нефтеперерабатывающий завод, трубопровод от него, все это позволяет надеяться, что у аэропорта будет преимущество в цене топлива. Корейские компании "Хирим" (Heerim) и "Инчон" (Incheon) готовы сотрудничать. Как только завершится передача аэропорта, у нас появятся полномочия вести более предметные переговоры.
Реконструкция в первую очередь нацелена на совершенствование обслуживания пассажиров, самолетов и обработки грузовых потоков. Ведь лет 30 в аэропорту ничего не менялось. Совершенно необязательно начинать с разворота взлетно-посадочной полосы. Корейцы, например, предлагают перенести терминал международных линий в сторону Байкальского тракта - там есть место для строительства нормальной инфраструктуры.
Достаточна ли поддержка региону со стороны федерального центра? Ведь раньше из-за этого возникали проблемы.
Сергей Ерощенко: Потому что раньше Иркутская область из всех федеральных целевых программ была заявлена только в ФЦП "Переселение из ветхого и аварийного жилья". Да и то некорректно. В Иркутске в программу попали всего 129 домов, тогда как в соседнем Красноярске около 1800. Сегодня мы участвуем в 20 программах. И не просто подали заявки, а выполняем свою часть обязательств, хотя это не всегда просто. Иркутская область считается небедным регионом, поэтому наша доля софинансирования достигает иногда 70 процентов. Соответственно, изменилось и отношение к нам: мы получили финансовую поддержку на реконструкцию Байкальского тракта, выделены деньги на социальное строительство. Если бы федеральные власти не вняли нашим доводам и не ввели нулевое НДПИ на попутный газ, то мы бы ничего не смогли сделать в газодобыче. А сегодня Иркутская нефтяная компания реализует проект газохимического комплекса в Усть-Куте. Если бы нас не поддержали при введении налоговых льгот для нефтедобывающих компаний, то не было бы 40 миллиардов налогов и отчислений. Федеральная поддержка - это существенное подспорье для тех, кто работает, и не только на развитие своей территории, но и на благо всей страны.