"Круглый стол" на эту тему состоялся в четверг, 26 марта, в пресс-центре "Российской газеты". В нем приняли участие Михаил Порватов, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА), Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев (ФАР), Николай Тюрников, руководитель Ассоциации защиты страхователей, Сергей Федотов, представлявший Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России, другие эксперты и представители различных СМИ.
Острые выступления оппонентов позволяют говорить сегодня о том, что и через четыре дня, 1 апреля, страсти вокруг нашего многострадального ОСАГО так и останутся в состоянии определенного накала. Его, возможно, удастся понизить благодаря хоть и медленно, но повышающейся дисциплинированности и законопослушности российских автолюбителей.
Основные доводы автовладельцев в их противостоянии со страховыми компаниями сводятся к тому, что не все, что страховщиками собирается, выплачивается ими пострадавшим в ДТП. Но общеизвестно: львиная доля сборов уходит в резервные фонды (поскольку за выплатой каждый застрахованный может обращаться несколько раз).
Были озвучены опасения, что грядущее повышение тарифов на ОСАГО может привести к уходу автомобилистов в так называемую "серую" зону, что очень негативно может сказаться и на автостраховщиках, и на автовладельцах, и на проблеме в целом.
Контрдоводы представителей Российского союза автостраховщиков выглядели не менее убедительными, что делало дискуссию динамичной и конструктивной. Так, приводились цифры, в соответствии с которыми достаточно большой процент автолюбителей не считает катастрофой предстоящий рост тарифов. Прежде всего потому, что этот рост, по их мнению, позволит повысить качество предоставления страховых услуг, избавит, в частности, от утомительных очередей, которые, увы, можно встретить в ряде регионов, позволит быстро и в полной мере получать возмещение ущерба.
По мнению представителей РСА, необходимость повышения тарифов на ОСАГО связана с проблемами, о которых РСА предупреждало еще несколько лет назад. Среди них - уход страховщиков с рынков, неправомочное навязывание дополнительных услуг, отказ страховщиков от лицензий, банкротства страховых компаний и другие.
Зарубежный опыт, подчеркивали выступающие, интересен в этой связи, но слепое копирование вряд ли даст результат. А ситуация, при которой цена на ОСАГО останется российской, а выплаты будут аналогичны, например, немецким, может рассматриваться как невероятная.
Страховщики уверены, что можно найти баланс между тем, что хочет получить автовладелец, и тем, сколько он готов доплатить при новом тарифе.