27.03.2015 14:58
    Поделиться

    В Воронеже открылась выставка памяти священника Павла Адельгейма

    Личные вещи, документы и тексты протоиерея Павла Адельгейма - известного церковного деятеля, убитого у себя дома в Пскове 5 августа 2013 года, - привезли в Воронеж на месяц. Экспозицию в новом корпусе Академии искусств (бывший Дом офицеров) можно посетить в любой день.

    Отца Павла хорошо знали не только в России, но и за ее пределами. У его "живого журнала" на adelgeim.ru были тысячи подписчиков. Талантливый проповедник и организатор, Адельгейм стал известным из-за своей "ершистости" - он спорил с архиереями, писал жалобы священноначалию, публиковал полемические статьи, упорно отстаивая свои взгляды на богослужебную и приходскую жизнь. Впрочем, эти взгляды не были сугубо личными: отец Павел свободно ориентировался в церковном праве и опирался на традицию первых веков христианства. Неожиданную точку поставил молодой и не вполне здоровый психически гость семьи Адельгеймов, всадивший в священника нож.

    Выставка "Свидетель" (новое название - "Свидетель эпохи") была подготовлена спустя год после трагедии и успела побывать в Пскове, Москве и Санкт-Петербурге. В столице Черноземья ей подобрали символичное место - здание Академии искусств. Художественная интеллигенция всегда тянулась к Адельгейму. Его роль в своем духовном становлении отмечали, например, бывшие участники группы "Митьки". Витраж Дмитрия Шагина до сих пор можно видеть в храме в Писковичах, где отец Павел служил с 1976 по 2002 год. Актеры и писатели окружали священника и в Пскове.

    - Семья Адельгеймов была тесно связана с театром: у его дедушки ставили домашние спектакли, родители отца Павла учились в Вахтанговской студии, дядья Рафаил и Роберт были выдающимися актерами-трагиками начала ХХ века, гастролировали по Европе и России, играли и в Воронеже, - отметила куратор выставки Инна Ткаченко.

    К слову, братья Адельгеймы были очень востребованными артистами и создали систему тренинга, основанную на работу с дыханием (их в шутку называли йогами). Прямых продолжателей у них не было. По всей вероятности, эта техника предвосхищала поиски Ежи Гротовского и других театральных новаторов. Близкие родственники будущего священника были репрессированы как "враги народа" (неслучайно в 1980-е отец Павел стал одним из основателей псковского "Мемориала"). Деда, промышленника, расстреляли в Киеве без особых церемоний. Отца, директора драмтеатра в Иванове, перед войной забрали за анекдоты на кухне и позже расстреляли - якобы он хотел захватить власть над искусством всей области в случае прихода немцев. Мать пошла в НКВД с возражениями и попала за решетку. Сына отправили в костромской детдом. После освобождения Татьяну Никаноровну с Павликом выслали в Казахстан. Там Адельгейм познакомился с преподобноисповедником Севастианом Карагандинским и сознательно обратился к вере.

    Дальше был Киев - лавра, семинария. Из последней его исключили накануне выпускных экзаменов после скандала: по предложению друга Павел выступил против первомайского собрания в Великую пятницу. На праздничный концерт им все равно пришлось идти, но вот диплома Адельгейму не дали. Женился он экстренно, перед самым рукоположением, на едва знакомой девушке - на Веру указал знакомый священник, а "гадание" на Евангелии убедило юношу в правильности выбора. Венчание в сельской церкви навело шороху на всю округу: отговаривать молодых от "мракобесного" поступка прибыли милиционеры и солдаты.

    Служить молодого священника отправили в Узбекистан. Под Бухарой Адельгейм в рекордный срок построил кирпичный храм с мраморной облицовкой и московским иконостасом XVIII века. Мусульмане относились к энергичному "мулле" с уважением и поддерживали его жену с тремя детьми после ареста отца Павла. За "клевету на советскую власть" он провел три года в тюрьме. После спровоцированного начальством ЧП на руднике потерял ногу.

    После освобождения он почти сорок лет служил на псковской земле. Восстановил две старинные церкви, построил приют для сирот-инвалидов и храм при лечебнице для психически больных детей, создал общеобразовательную школу регентов. Но кончилось все печально: затяжной и драматичный конфликт с епископом Евсевием привел к тому, что священника отстранили от дел. В последние годы он по-прежнему служил, но былого размаха общинной жизни при храме уже не было (а после убийства отца Павла приход обновился почти полностью). Адельгейм с горечью писал о том, что выстроенная в новейшее время церковная "вертикаль" делает бесправными и клириков, и прихожан. Что последние становятся на богослужении статистами, воспринимающими лишь обрядовую сторону происходящего. Что православные "болеют фарисейскими недугами", смешивая понятия о грехе перед Богом и о нарушении дисциплины вроде поста в среду и пятницу. Ратовал за церковную десятину и приходские школы (вместо курса ОПК).

    Воспоминаниям, размышлениям и публичным выступлениям отца Павла в экспозиции отведена ключевая роль. Читать зрителям придется много. Но тем, кто интересуется историей русской Церкви и ее настоящим, сделать такое усилие стоит.

    Выставка "Свидетель эпохи: священник Павел Адельгейм" работает до 26 апреля ежедневно с 12 до 20 часов по адресу: Воронеж, пр-т Революции, 32 (Академия искусств). Вход свободный. По субботам и воскресеньям проводятся бесплатные экскурсии, начало в 14 и 17 часов. Можно заказать экскурсии в другое время по телефону 8-906-580-73-74 (Инна Владимировна Ткаченко).

    Кстати

    30 марта в 19-00 в рамках выставки пройдет презентация книги священника Павла Адельгейма "Своими глазами" и сборника конференции "Равнина русская: опыт духовного сопротивления". 13 апреля, также в 19 часов, там состоится поэтический вечер с участием Сергея Стратановского (Санкт-Петербург), а 20-го - итоговый круглый стол, где в числе прочих выступят воронежцы Вячеслав Битюцкий (председатель историко-просветительской организации "Мемориал") и Галина Умывакина (председатель регионального отделения Союза российский писателей).

    Поделиться