"Детский мир", который отныне называется "Центральный детский магазин на Лубянке", был закрыт в течение семи лет. Именно поэтому и открытие назначено на семь вечера, пояснил "РГ" президент компании-девелопера проекта реставрации магазина Сергей Калинин. В первый день, рассказал он, магазин проработает четыре часа - до 22.00, в дальнейшем ежедневно он будет открыт с 10.00 до 22.00. Первых покупателей крупнейший детский универмаг страны встретит премьерой новой серии мультфильма "Маша и медведь", а также концертом, в котором выступят группа "Домисолька", театр танца "Щелкунчик", балет "Браво" и другие. Праздничное настроение создаст световое шоу с двумя сюжетами: "История России" и "Природа России". На стенах торгового атриума свет и лазер отобразят путешествие двух малышей в волшебную страну, где их ждут удивительные приключения. Они узнают много нового и интересного из географии и истории России, побывают в космосе, на балете и даже на корабле Петра I.
"Детский мир", в который любили ходить семьями многие поколения москвичей, а гости столицы специально приезжали туда не только за подарками для детей, но и просто чтобы увидеть одну из достопримечательностей столицы, был построен в 1957 году на фундаменте снесенного Лубянского пассажа по проекту известного архитектора сталинской эпохи Алексея Душкина. Здание было семиэтажным, но атриум, или центральный торговый зал, с первого по седьмой этаж сделать побоялись. Так на уровне третьего этажа появилось глухое перекрытие и верхние этажи стали использоваться не для торговли, а как складские помещения. Шло время, и сотрудники стали замечать, что зимой, а также в дождь стены из силикатного кирпича стали отсыревать. Проверили, что творится наверху, и поняли, что вода попадает через купол здания, оседает и накапливается в перекрытиях атриума, а затем постепенно стекает по стенам. В 2006 году несущие конструкции магазина признали предаварийными, а инженерно-техническое состояние здания - небезопасным. С 1 июля 2008 года магазин закрыли на реставрацию. Тогдашний собственник не захотел ввязываться в долгий и сложный процесс приведения здания в порядок, так как еще в 2005 году историческое сооружение получило статус объекта культурного наследия регионального уровня. Посчитал, проще продать его. Правда, бренд - "Детский мир" - оставил за собой. Поэтому компании Сергея Калинина, которая стала собственником магазина в 2011 году, пришлось не только заказывать новый проект реставрации, но и придумывать название. Это, кстати, оказалось не самой сложной задачей. С проектом оказалось сложнее - ведь нужно было сохранить и исторические элементы, и превратить здание в современный торговый центр, отвечающий всем нормам комфорта и безопасности для малышей и их родителей.
"Концепция и проект "родились" в короткие сроки - за восемь месяцев, - поделился с корреспондентом "РГ" архитектор "Моспроекта-2" Павел Андреев. - Учитывая, что нам достался объект культурного наследия, мы сделали проект реставрации здания с приспособлением, хотя охранным статусом обладали только наружные стены". Все стены, подчеркнул Андреев, сохранены в том же материале и облицовке, в котором и были изначально: на уровне 26 арочных окон они покрыты керамической плиткой, а выше поднимается гранитный цоколь.
А вот внутренние интерьеры, рассказал "РГ" замгендиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов, охранного статуса не имели. "Собственники здания имели все права ограничиться сохранением только внешних стен, - подчеркивает Баталов. - К счастью, они оказались людьми понимающими, насколько важно сохранить часть истории Москвы. Поэтому пригласили известного реставратора Ларису Лазареву, которая разработала отдельный проект воссоздания атриума и колоннады внутри него, а также галереи с лампионами. В результате мы сейчас видим прекрасный атриум на всю высоту магазина. Мраморная колоннада воссоздана по подлинным деталям".
А вот витражи, которыми украшен атриум, современные. Над их созданием трудилась художник Елена Марковская. Она взяла за основу иллюстрации Ивана Билибина к таким знакомым нам всем с детства сказкам, как "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная" и др. На витражном куполе эта же художница создала витражи по мотивам "Московских сюжетов" Аристарха Лентулова с картинами старой Москвы. Отреставрированы восемь уникальных бронзовых лампионов. Расчищена трехпролетная лоджия со стороны Лубянской площади. "Внешне облик главного детского магазина страны сохранен на 100 процентов", - подчеркивает Андреев. - Ну а внутри, конечно, в основном все новое". "Тем не менее, оценивая сейчас воплощенный всего, по сути, за два года проект, я доволен, - добавил Андрей Баталов. - Архитекторы и искусствоведы еще помнят, какой в начале 2000-х годов предлагался проект реконструкции "Детского мира". Магазин хотели превратить в обыкновенный гламурный универмаг. Слава богу, что этим планам не суждено было сбыться".
Часы с кукушкой и карусель, которые многие считали символами "Детского мира", на поверку оказались никакими не историческими объектами. Они появились в магазине в конце 80-х годов XX века. Часы со временем остановились, карусель забрали бывшие собственники магазина. И сейчас она исправно работает и катает ребятишек в одном из торговых центров столицы в районе Белой Дачи. Вместо поломанных ходиков время в обновленном магазине отсчитывает один из самых больших в мире часовых механизмов. Проект разработан на старейшем русском часовом заводе. Часовой механизм весит 4,5 тонны и состоит из 5 тысяч деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана и покрытых золотом. Время в часах "Центрального детского магазина на Лубянке" регулируется планетарным механизмом и корректируется с помощью инновационного электронного устройства, а сам он автоматически заводится горизонтальным маятником. Изготовитель гарантирует, что часы прослужат без ремонта 100 лет. Общая площадь магазина сейчас - 73 000 кв. м, под торговлю из них отдано 34 000 "квадратов". На этой территории расположились 250 торговых точек. 140 магазинов, поделивших их между собой, представят все существующие в мире бренды, выпускающие товары для детей и подростков. Остальные площадки займет общепит. А еще на каждом этаже обосновались интерактивные зоны с обучающими и развлекательными программами для детей. "Космическая площадка", "Виртуальный аквариум", "Библиотека", "Волшебная лента" и другие. "Дети там не просто встретятся с разными чудесами, но и смогут получать новые знания, - уверен Сергей Калинин. - В "Музее детства" они увидят более тысячи всевозможных старых игрушек, которыми играли еще их родители, бабушки и дедушки, - их мы собирали по всем уголкам России. Мы очень хотим, чтобы магазин снова стал центром семейного досуга, куда бы жителям всей страны хотелось приезжать в любое время. Мы готовы принимать не менее 50 тысяч посетителей в день".