Виктор Благовещенский, генеральный директор УК "Росводоканал"
Во исполнение этого документа Группа компаний "Росводоканал" приняла решение помимо проведения традиционных электронных торгов организовать ряд региональных конференций, чтобы поближе познакомиться с потенциальными подрядчиками из числа малого и среднего бизнеса. Средний годовой объем закупок у "Росводоканала" составляет около 9 миллиардов рублей. Причем крупных сделок на сумму более 50 миллионов рублей, которые необходимо разыгрывать среди компаний крупного бизнеса, немного. Большинство лотов имеют стоимость ниже 50 миллионов, и они вполне по силам предприятиям малого и среднего бизнеса.
В конце февраля - начале марта состоялось пять региональных конференций для наших поставщиков и подрядчиков: в Москве, Омске, Воронеже, Оренбурге и Краснодаре. Предприятия МСБ проявили большой интерес к сотрудничеству. На этапе подготовки конференций мы прогнозировали участие 350 компаний из 48 регионов России. В итоге получили более 600 заявок из 58 городов РФ и Казахстана. Общение прошло в формате прямого диалога. Специалисты холдинга рассказали представителям бизнеса о программах развития компании, возможных объемах закупок, принципах проведения тендеров и проверки их участников. Все закупки ГК "Росводоканал" абсолютно открыты. Лоты стоимостью свыше 100 тысяч рублей публикуются в открытом доступе на торговой площадке, на сайте zakupki.gov.ru, сайтах водоканалов и управляющих компаний. Участие в тендере - бесплатно (торговая площадка взимает плату только с победителя тендера). Потенциальным подрядчикам необходимо найти объявление о тендере , зарегистрироваться, оформить документы, необходимые для закупочной процедуры, и отправить их на торговую площадку.
В прошлом году мы отказались от балльной системы оценки участников закупок и перешли к безусловной оценке: подтверждение наличия мощности для производства работ, по некоторым позициям - определенного опыта в этой сфере. Одно из требований к партнерам - выполнение собственными силами как минимум 50 процентов объема работ. Таким образом, стараемся исключить махинации недобросовестных игроков, которые могли быть возможны при балльной системе оценки. И уже из компаний, способных оказывать необходимые услуги, выбираем ту, которая предложит самую реальную стоимость. Стоимость должна быть не самой низкой, а именно реальной.
При этом "стаж" работы компании на рынке не всегда играет главную роль. У нас уже были прецеденты, когда по итогам тендера победителем становился холдинг, одно из подразделений которого вообще не имело опыта работы. Сама холдинговая структура при этом уже прекрасно себя зарекомендовала на рынке. У "Росводоканала" существует специальная матрица типовых критериев выбора подрядчика: наличие ресурсов, спецтехники и грамотных специалистов, способных выполнить подрядные работы, проектные услуги, поставку оборудования и материалов. То есть мы исключаем "псевдоподрядчиков", у которых нет собственных ресурсов и которые готовы исполнить договор с помощью других субподрядчиков. Мы готовы сотрудничать только с теми компаниями, у которых есть подтвержденные мощности.
Все эти идеи мы постарались "донести" до участников региональных конференций. Следует отметить, что эти конференции оказались чрезвычайно полезны и для холдинга "Росводоканал". Например, от наших потенциальных партнеров поступили очень интересные предложения по использованию новых технологий, совершенствованию процесса взаимодействия между заказчиком и подрядчиком при производстве строительных работ, исключающие лишние этапы бюрократии. Порадовали предложения по импортозамещению сухих строительных смесей, которые восстанавливают свойства бетона. Также узнали о новых отечественных производителях техники для ЖКХ, например, каналопромывочных машин, которые раньше приобретались за рубежом.
В последние полгода, несмотря на рост стоимости банковских кредитов, мы не заметили снижения интереса подрядчиков к сотрудничеству с нами. Во многом, это стало возможным потому, что "Росводоканал" перешел к давальческой схеме выдачи материалов при проведении строительных подрядных работ. То есть при реализации проекта основные материалы мы закупаем самостоятельно и передаем их подрядчику на давальческой основе, тем самым уменьшая участие оборотного капитала партнера. А все обращения подрядчиков об увеличении стоимости обязательств, произошедшей из-за курсовой разницы, стараемся рассмотреть гибко, чтобы сохранить надежных партнеров и не навредить экономике холдинга.
Усилия "Росводоканала" направлены на то, чтобы выстроить прозрачную систему закупок, и мы призываем участников наших будущих тендеров к открытому диалогу и честности отношений. Политика компании нетерпима к любого рода злоупотреблениям и для своевременного информирования о нарушениях открыта "горячая линия", на которую может обратиться любой участник тендера и заявить об известных ему фактах - etika@rosvodokanal.ru.