30.03.2015 22:00
    Поделиться

    В ГЦСИ представили финалистов Х конкурса "Инновация"

    У всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация" нет лонг-листа. Двадцать пять проектов, вышедшие в финал в пяти номинациях (по пять - в каждой), - это, считайте, и "длинный", и "короткий" список сразу. И в отличие от прошлого года, когда выставка конкурсантов "Инновации" проходила на двух площадках - в ГЦСИ и арт-пространстве ЦУМа, в этом году все работы финалистов представлены в одном относительно небольшом зале ГЦСИ.

    При этом - никаких признаков Вавилонского столпотворения или "коммунальной" разноголосицы. Юбилейная, десятая выставка номинантов конкурса "Инновация", сложилась в сильное целостное высказывание.

    В центре зала - макет триумфальной арки, которая оказывается симбиозом строительных лесов и каморки гарстарбайтера. Арка - часть инсталляции "Спартак: Times New Roman" Хаима Сокола. За аркой на экране разворачивается "восстание Спартака" - своего рода реконструкция римской истории, исполненная гастарбайтерами. В этой реконструкции все, кажется, подчеркивает ее не "всамделишность": и старые железные листы вместо римских знамен, и раструб водосточной трубы вместо шлема триумфатора, и инструменты водопроводчика как ударные… Актеры то смущаются, то смеются. Вся эта бутафория вроде оправдывается тем, что "снимается кино". Получившееся кино в свою очередь отсылает к "немой фильме", но не мелодраматической, а революционной.

    Экспрессивные жесты, подчеркнуто условные социальные маски персонажей, энергичный монтаж… Тут явно реконструируется не только Рим и бои гладиаторов, но и воодушевление левых художников 1920-х годов. Красные знамена из старых тряпок, трафаретные портреты Владимира Ленина, Эрнста Тельмана, Розы Люксембург на поржавевших листах явно отсылают к памяти о "спартаковцах" немецкой революции 1918 года. Эти две бутафорские реконструкции, театральная и киношная, вроде рамок, создающих дистанцию взгляда. Они позволяют обнаружить в безымянных для нас рабочих в оранжевых робах - нет, не актеров, обычных людей. История о Спартаке, как и съемки "революционного" фильма создаются как пространство общего действия и взаимопонимания. Пространство, в котором вопросы о свободе и рабстве, справедливости и борьбе за права могут быть поставлены хотя бы "понарошку". Искусство оказывается стимулом коммуникации и "местом встречи" людей с разных "концов" социума.

    Обретение языка, возможность высказаться и необходимость (для общества, прежде всего) сохранения критической позиции оказывается главной темой видеоинсталляции группы "Что делать" "Исключенные: В момент опасности". Если в прошлых своих работах группа во многом опиралась на театральную поэтику Брехтовского театра, на диалог хора и голоса одинокого человека, то в нынешней - ставка на новую танцевальную пластику, заставляющую вспомнить театр Пины Бауш. Обретение речи через язык тела в условном пространстве белых кубов, параллелепипедов, подчеркнуто театральном, соединяется с монологами в духе документального театра Verbatim. В параллельном пространстве мониторах - новости и снимки из соцсетей, sms’ки на экранах планшетов, смартфонов. Впечатляет не только мастерское создание персонажей с четкими социальными историями, но и внятность авторской позиции. Вместо вопроса о героях ставится вопрос о неудачниках, забытых историей, и среди них оказывается не только народник Ипполит Мышкин, отправившийся на спасение из ссылки писателя Николая Чернышевского, но и академик Андрей Сахаров, отправленный в ссылку после того, как выступил против ввода советских войск в Афганистан… Актуальная тематика при этом не превращается в чистую публицистику. Зрителям, как и персонажам, предлагается самим найти свои точки отсчета, чтобы определиться с координатами во времени и пространстве, истории и космосе.

    Вообще, "театральная" эстетика оказывается очень значимой для проектов нынешней "Инновации". По крайней мере, в номинации "произведение визуального искусства". Инсталляция Ирины Кориной "Припев" (она была в шорт-листе номинантов на Премию Кандинского 2014) предстает как пространство оставленной сцены театра повседневной жизни. Праздник жизни отшумел, укатившись дальше, оставив пустые витрины, осыпавшиеся блестки, мягкую оболочку "ходячих" с рекламой кукол. Вечное дежавю как навязчивый пошлый мотивчик балагана жизни.

    Интрига остается актуальной до 21 апреля, когда будут объявлены победители

    Что касается работы творческого союза "Тереза", то его участники сделали кукольный спектакль "Пояс Афродиты". В нем условные куклы произносят монологи реальных тружениц секс-индустрии. Сценки, то гротескные, то смешные, то печальные, перемежаются фрагментами записанных интервью. Эстетика площадного театра соединяется с документальным видео и абстракцией бумажных кукол… Но меньше всего это коллаж в дадаистском духе. Введение в зону "видимости" исключенных по умолчанию маргиналов социума - довольно давняя традиция современного искусства. Но у нас она, пожалуй, в новинку.

    Лишь изысканная работа "1,4… 19" объединения "Куда бегут собаки" вместо дистанции театральной условности предлагает зрителю "объективный" взгляд ученого на опыт с бегающей по лабиринту мышкой. Выходов тем меньше, чем больше упущенных возможностей. Возможности представлены "виртуальными" мышками, которых мы видим на экране над реальным лабиринтом. Эти же двойники "запирают" выходы. И чем энергичнее белая мышка бегает, тем вернее оказывается запертой в тупике. И тут-то перед ней открывается отличная возможность заново обдумать житье-бытье. Словом, мышка живет в мире, до боли похожей на человечий.

    Любопытно, что фактически те же темы: наблюдения, разрывов социальной коммуникации, поиск нового языка для того, чтобы быть услышанными, -появляются в работах в номинации "Новая генерация". Среди претендентов на премию - спектакль "Смерть Тарелкина", в котором пьеса Сухово-Кобылина становится основой для рассказа об Эдварде Сноудене, фильмы Евгения Гладильщикова, видео "Праздник" Полины Канис, инсталляция "Зелень внешняя" Лаборатории городской фауны и проект Леры Лернер "Город перемещенных лиц".

    При этом абсолютно новых имен тут немного. Евгений Гранильщиков и Полина Канис были призерами Премии Кандинского в номинации "молодой художник". Канис - 2011 году, Гранильщиков - в 2013. Unfinished Project Гранильщикова сделан в почти той же стилистике "кино без кино", рассказа без рассказа, комментария без комментария, что и его фильм "Позиции". Главное в фильме остается за кадром и за монтажными стыками. Но не потому, что речь о "невыразимом", не для того, чтобы крепче сделать повествование, а для того, чтобы создать саспенс "фигуры умолчания". Прием, популярный в авторском кино 1970-1980-х, востребован вновь. Как и тогда, он рассчитан на взаимопонимание со зрителем-современником, который в курсе событий. Что касается визуальных эффектов в кадре, то они складываются в тщательно продуманный ритмический рисунок.

    Среди открытий нынешнего конкурса - "Лаборатория городской фауны" с инсталляцией "Зелень внешняя" (впервые была показана в павильоне "Зерно" на ВДНХ) и Лера Лернер, которая "собирает" необычных городских персонажей, работающих "волшебниками". Кто-то "штопает" вязаньем прорехи железных ограждений, кто-то поет в метро … для усопших, кто-то расписывает лаком рюкзак… Лера создает галерею фото- и видеопортретов чудаков большого города, открывая в их странных акциях поэтический потенциал. В их ряду можно найти и ее автопортрет - Птицелова, который "любит вольность" птиц и отпускает их, "оставив память о встрече". Ее дневник похож больше не на скучный каталог, а на рассыпанные листки "Хазарского словаря" Павича.

    Интрига остается актуальной до 21 апреля, когда будут объявлены победители. Но, как всегда, герои двух внеконкурсных номинаций уже известны. Премию "За творческий вклад в развитие современного искусства" получит Андрей Монастырский - концептуалист, поэт, вдохновитель, организатор и летописец "Коллективных действий". Премию за "За поддержку современного искусства России" получит Михаил Пиотровский.

    Цифра

    • 300 заявок было подано на рассмотрение Экспертного совета премии
    • 25 проектов вышли в финал
    • 3 000 000 рублей - призовой фонд премии

    Произведение визуального искусства

    Ирина Корина "Припев"
    Объединение "Куда бегут собаки" "1, 4… 19"
    Хаим Сокол "Спартак: Times New Roman"
    Творческий союз "Тереза" "Пояс Афродиты"
    Коллектив "Что делать?" "Исключенные: В момент опасности"

    Новая генерация

    Евгений Гранильщиков "Unfinished Project"
    Мультимедийные перформанс "Смерть Тарелкина"
    Полина Канис "Праздник"
    Лаборатория городской фауны (Алексей Булдаков, Анастасия Потёмкина) "Зелень внешняя"
    Лера Лернер "Город перемещенных лиц"

    Кураторский проект

    Юлия Аксенова, Саша Обухова "Перформанс в России: картография истории"
    Петр Белый, Александр Теребенин "Сигнал"
    Полина Борисова, Кирилл "Кто" Лебедев "Паша 183. Наше дело подвиг!"
    Анна Романова, Галина Метеличенко "Острова Юрия Соболева"
    Андрей Смирнов "Пионеры звука: памяти погибших инноваций"

    Региональный проект современного искусства

    Наиля Аллахвердиева, Арсений Сергеев "Транзитная зона" (Пермь)
    Евгения Бахтурова, Полина Зиновьева, Ольга Комлева, Дарья Костина "Культурные лаборатории Белой Башки"  (Екатеринбург)
    Владислав Ефимов, Алиса Савицкая "Живой уголок" (Нижний Новгород)
    Евгений Стрелков, Андрей Суздалев "Ниже Нижнего: Новейшие опыты околоволжского краеведения" (Нижний Новгород)
    Елена Цветаева, Агнешка Володько Игнас Казакевичус "Близкий незнакомец" (Калининград, Гданьск, Клайпеда)

    "Теория, критика, искусствознание"

    Михаил Куртов "Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода"
    Анна Романова, Галина Метеличенко "Острова Юрия Соболева"
    Нина Сосна, Ксерия Федорова "Медиа: между магией и технологией"
    Олеся Туркина, Виктор Мазин "Жизнь замечательного Монро"
    Игорь Чубаров "Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда"

    Поделиться