Новости

31.03.2015 00:49

Взять и поделить

Текст: (председатель правления Некоммерческого партнерства генерирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК))
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила решить вопрос повышения платежной дисциплины в электроэнергетике с помощью так называемого расщепления платежа между всеми участниками цепочки стоимости электроэнергии. Речь идет об автоматическом распределении платежа между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями через единый расчетный центр.

Сумма долга на розничном рынке электроэнергии превысила 200 млрд руб. Задолженность сетевых организаций за потери перед гарантирующими поставщиками (ГП) - именно они сегодня собирают все платежи - с начала года выросла более чем на 11 млрд руб. - до 57 млрд руб. Основными неплательщиками являются предприятия ЖКХ, управляющие и сетевые компании. За январь 2015 года потребители рассчитались со сбытами только на 77%, в то время как уровень оплаты ГП за услуги по передаче сетевым компаниям составил 86%. Кассовые разрывы между поставленной и оплаченной электроэнергией гарантирующие поставщики покрывают кредитами в размере около 120 млрд руб., стоимость обслуживания которых в последние месяцы выросла в разы.

Все эти факты говорят о том, что проблема неплатежей на розничном рынке электроэнергии актуальна как никогда. Но может ли схема расщепления платежа решить ее? На наш взгляд, нет. Она позволяет решить лишь вопрос пропорционального распределения поступающих от потребителей средств между субъектами рынка, не устраняя при этом первичные причины неплатежей и не создавая стимулов для стопроцентного выполнения обязательств всеми участниками рынка.

Более того, в долгосрочной перспективе применение этого метода может привести к снижению уровня оплаты конечными потребителями. Попробуем разобраться, почему.

В текущей ситуации 2% неоплаты конечных потребителей сопоставимы с 30% собственной выручки ГП, и у них очень высоки стимулы минимизировать величину неоплаты. В схеме расщепления аналогичные 2% для ГП, как и для любого другого субъекта, будут означать дефицит всего лишь 2% собственной выручки, при том что меры борьбы с неплательщиками требуют отвлечения ресурсов. Так как биллинговые функции по выставлению счетов предлагается отдать энергосбытовым компаниям, ГП не будут заинтересованы принимать меры по сбору всей величины долга с потребителей.

Непрозрачен и сам механизм расщепления: сегодняшняя модель регулирования сложносоставляющая и включает в себя перекрестное субсидирование, тарифные небалансы. Расщепление платежа в условиях наличия встречных обязательств между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями по оплате потерь, величина которых определяется в конце месяца, следующего за расчетным, для множества сетевых организаций в каждом регионе является фактически невозможным без нарушения интересов всех сторон.

При этом придется менять принципы расчетов на оптовом рынке, отказываться от системы финансовых гарантий, так как при невозможности обеспечить собираемость 100% каждый месяц и по году в целом на оптовый рынок и сетевым организациям будет транслироваться тот уровень оплаты, который будет достигнут в соответствующем периоде. Все кредиты, привлеченные на покрытие кассовых разрывов, потребуют досрочного закрытия, так как в модели с расщеплением платежа для покрытия кредитов не будет отдельного источника.

Таким образом, все кассовые разрывы розничного рынка будут напрямую транслироваться поставщикам услуг и сетевым организациям. В условиях сезонного спада сборов, например, в 1 квартале 2015 года, уровень оплаты со стороны ГП по схеме расщепления не превысил бы 85% фактического уровня платежей розничных потребителей. В существующей же схеме уровень оплаты на ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности) превысил 99,6%, уровень оплаты за услуги по передаче - более 90%.

Для укрепления платежной дисциплины на рынке важно применять равные штрафные санкции для всей цепочки участников - от конечных потребителей до оптового рынка. Сейчас на рознице за просрочку платежа можно взимать пени в размере ставки рефинансирования ЦБ (8,25%), а штрафные санкции, применяющиеся к покупателям на ОРЭМ, выше более чем в два раза.

Помимо этого, необходимо ввести требования о предоставлении гарантий исполнения обязательств по оплате электроэнергии для неотключаемых потребителей, а также установить административную ответственность за нарушение этих требований. Даже при накоплении задолженности прекращение поставки электроэнергии этой категории потребителей невозможно, поскольку они используют электрическую энергию для оказания коммунальных услуг (водоканалы, теплоснабжающие организации) либо относятся к опасным производствам.

Укрепить платежную дисциплину можно и с помощью института поручительства "котлодержателя" (обычно им является межрегиональная распределительная сетевая компания) по обязательствам всех нижестоящих сетевых организаций перед ГП по договорам купли-продажи электроэнергии для компенсации сетевых потерь. Эта мера поможет решить проблемы несвоевременной оплаты территориальными сетевыми организациями потерь в электросетях. Для обеспечения полноты поступления средств за поставленные энергоресурсы от бытовых потребителей предлагается внести поправки в Жилищный кодекс, которые позволят ресурсоснабжающим организациям заключать прямые договоры с потребителями.


Автор:Инфографика: Леонид Кулешов/Юлия Кривошапко/"РГ"

Последние новости