В разговоре за "круглым столом" участвовали директор колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса Михаил Поташников; замдиректора Воронежского колледжа сварки и промышленных технологий Галина Алхименкова; замдиректора профлицея № 53 Валентина Царенко; гендиректор компании Astera Hotels Иван Калабин; директор учебного центра профподготовки на базе завода "Воронежсельмаш" Александр Гущин и руководитель службы подбора персонала компании "ВоронежРосАгро" Зинаида Ничуговская.
К сентябрю 2015 года минобрнауки РФ совместно с минтруда должны разработать перечень востребованных на кадровом рынке специальностей среднего профобразования и выделить из них 50 наиболее перспективных. К марту 2016-го по ним появятся профессиональные стандарты, а до конца 2017-го - и образовательные. Какие изменения в связи с этим ожидают учебные колледжи и лицеи?
Валентина Царенко: Сегодня, наверное, во всех учреждениях профобразования переживают, попадут ли специальности, по которым они лицензированы, в этот список. У нас планируется объединение с Рамонским сельскохозяйственным колледжем, и лицей станет техникумом. Мы обучаем специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности: продавцов, продавцов-кассиров, поваров-кондитеров и кондитеров сахаристых изделий - это конфетчики, мармеладчики, шоколадчики. Намерены вводить новые специальности - в частности, технолога. В регионе идет развитие перерабатывающей промышленности, появляются молочные предприятия, строится кондитерская фабрика. Надеемся, выпускники будут востребованы.
Но некоторые специальности уходят. Например, кондитеры сахаристых изделий - в этой профессии много ручного труда, и набирать группу с каждым годом все труднее. Между тем мы не видим перспектив в организации целевого обучения. По нашим профессиям это невозможно. Предприятия просто не будут оплачивать обучение. Они принимают учащихся на практику, трудоустраивают, но целевики им не нужны.
Галина Алхименкова: Лицей выпускает специалистов для нефтехимической промышленности, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, сварщиков, поваров, секретарей. В свое время у нас были также операторы контрольно-измерительных приборов (КИП). Сейчас практически никто в Воронеже их не готовит, хотя на рынке они востребованы. Проблема в том, что, к сожалению, ушли кадры, которые обучали этой профессии. Будем думать о возрождении специальности.
Михаил Поташников: Наш колледж работает под заказчиков, в числе которых крупные воронежские заводы и корпорации. Именно под заказ формируется контрольная цифра приема. На предприятиях идет модернизация производств, требуются высококвалифицированные специалисты по металлообработке, операторы станков с программным управлением. Профессии, которые относятся к сервису, тоже будут востребованы.
Убежден, что учреждениям профобразования необходимо взаимодействие с предприятиями. Выпускник должен отвечать требованиям заказчика. Поэтому обучать его надо на современном оборудовании, которое есть на заводе. Это относится ко всем специальностям.
Известно, что взаимодействие учебных заведений профобразования и предприятий не всегда бывает эффективным. Легко ли работодателям находить нужных специалистов?
Зинаида Ничуговская: Нашему предприятию нужны лаборанты, аппаратчики, слесари-ремонтники. Требуются КИПовцы, которых ищем через объявления, рекомендации сотрудников. У компании пока нет связи со средними учебными заведениями. Был единственный случай, когда два будущих слесаря-ремонтника из колледжа проходили преддипломную практику и теперь работают у нас.
Мы готовы приглашать студентов и предоставлять им базу для прохождения практики, но сталкиваемся с тем, что молодые люди открыто говорят: понимаю, что не буду работать по этой специальности, мне не интересно. Поставьте, мол, запись, что прошел у вас практику. Такие случаи разочаровывают. Поэтому пока предпочитаем набирать специалистов "с улицы".
Иван Калабин: Сегодня индустрия гостеприимства активно развивается, требуются различные специалисты. В этой сфере в Воронеже работаю десять лет, и за это время никто из профильных колледжей, лицеев, вузов не пришел даже по вопросам трудоустройства студентов-выпускников. Был только один контакт с институтом высоких технологий, где готовят специалистов для отрасли, но он не имел продолжения. Проблема в том, что некоторые руководители идут по пути наименьшего сопротивления. Максимум, что организовывают в плане стажировки, - практику где-то в турагенстве. Но настоящий опыт можно получить только непосредственно на рабочем месте. Это важный этап понимания профессии, содержания бизнес-процесса.
Александр Гущин: На базе "Воронежсельмаша" открывается региональный центр профессиональной подготовки, где будут обучать специалистов непосредственно под нужды производства, причем не только нашего завода, но и других предприятий области. Это совместный проект минэкономразвития РФ и правительства региона.
Сейчас же выпускник колледжа приходит на завод, и мастеру производственного обучения или наставнику еще надо учить его от недели до двух-трех месяцев. Система подготовки рабочих специальностей сложилась в советские годы, и мы пока никак ее не изживем. Для этого, конечно, следует вкладывать большие средства, готовить высококвалифицированных специалистов и преподавателей, а главное - платить им хорошие зарплаты.
Ирина Веретенникова, директор макрорегиона "Юг" компании HeadHunter:
- Мы не раз проводили "круглые столы", конференции с работодателями и представителями вузов и среднего профобразования на тему их взаимодействия, и постоянно отмечается некий разрыв. Так, в список самых востребованных компаниями специальностей сегодня входят связанные с продажами и менеджментом - начиная от товароведов и заканчивая коммерческими директорами. Второе место занимают сфера IT и производство. У соискателей же наибольший спрос - на должности, связанные с бухгалтерией, администрированием и управлением.
В то же время многие молодые люди не относят себя к какой-то профессиональной отрасли. Чаще всего потому, что не готовы работать по полученной специальности. И в этой категории - "начало карьеры" - самый высокий конкурс: 23 человека на место. А дальше идет спрос на работу в госслужбах и на высший менеджмент. Многие выпускники претендуют на должности менеджеров, хотя стать таким специалистом можно только в ходе практики.