Медицина как отрасль экономики лишь сравнительно недавно вошла в рыночный сектор. И в этой социальной отрасли помощь и услуга могут иметь общие черты и различия. Общность понятий заключается в их возмездности, целевой направленности, профессионализме исполнителей. Разница состоит в инструментарии, условиях и результатах, последствиях для пациента и для исполнителя.
Возмездность медицинской помощи (или услуги) лежит в основе ее экономического содержания. Помощь (услуга) может быть безвозмездной для лечащихся, однако какой-либо экономический субъект ее обязательно оплачивает. В Конституции РФ указано, что даже бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна иметь определенные экономические основания - оказываться "…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений…" (п. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Целью помощи и услуги может быть только поддержание жизни, воспроизводство здоровья человека. Никакие другие цели, включая прибыльность организации, не должны являться главными. Понятие "медицинская помощь" является институциональной категорией. Хотя законодательно это определение отсутствует не только в Конституции РФ, но и на федеральном уровне, его можно проследить в международных и российских подзаконных актах.
Что касается разницы в понятиях, то условия предоставления помощи и услуг в медицине отличаются. Специалисты утверждают, что медпомощь всегда оказывается при крайней необходимости, независимо от системы здравоохранения (государственная она или частная) и организационно-правовой формы медицинской организации, поскольку пациент жизненно вынужден обращаться за такой помощью, в отличие от потребностей приобретения дополнительных бытовых удобств.
Услугодатель может отказаться предоставить услугу по разным причинам и вправе выбрать пациента. Но медицинский специалист, осуществляющий помощь, от такого выбора избавлен. При оказании помощи нельзя ограничиваться в сроках, а в случае с услугой - можно. Медпомощь всегда оказывается за счет исполнителя - врача или лечебного учреждения. Услуга же оплачивается, как правило, самим пациентом или его близким окружением.
Четкое разграничение категорий "помощь" и "услуга" должно отразиться на стимулировании труда медработников, оценке их компетентности и профессионализма, формировании сознания специалистов важности выполняемой работы и ответственности за неоказание помощи, а также на сокращении коррупционной составляющей в сфере медицинского обслуживания.
В настоящее время медработники, определяя свои действия как возмездную услугу, психологически не готовы отказаться от ее оплаты пациентом. К сожалению, известны случаи неоказания или ненадлежащего оказания помощи пострадавшим людям в связи с тем, что те не смогли оплатить работу врача. Разграничение понятий "помощь" и "услуга" позволит искоренить такие случаи.