Сегодня он определился. Как и нынешнего министра финансов, его зовут Антон. Фамилия Толмачев. Он выпускник 11-го класса экономико-математического лицея из города Ижевска. И отличается практически стопроцентным попаданием в цель. Причем, что особенно удивительно, даже прогнозом по "поведению" барреля нефти марки Brent. Два месяца назад не только российский школьник, но и глобальные политики и экономисты вряд ли могли предугадать военную операцию Саудовской Аравии против хуситов в Йемене, которая взметнула нефтяные цены вверх.
Мы, конечно, не только поздравили школьного пророка, но и расспросили, от каких соображений он отталкивался, называя свой прогноз. Наверняка не вслепую? Нет, конечно, подтвердил старшеклассник. В первую очередь опирался на собственную оценку денежной политики, которую на тот момент проводил Центральный банк. "В феврале она была менее рискованная, более последовательная и цельная, что должно было принести свои плоды в виде стабилизации рубля к доллару и евро", - поясняет Толмачев. Тогда же начинались переговоры по поводу мира на Украине. И будущая финансовая ситуация в России выглядела для меня оптимистичной, продолжает он.
Любой прогноз - дело рискованное, соглашается, но большей достоверности можно добиться, только основываясь на реальных новостях и фактах. Сам одиннадцатиклассник за экономическими, финансовыми и международными событиями следит по своему мобильнику с быстрым Интернетом. Причем первыми (после новостей о технических новинках и гаджетах) предпочитает "фактуру" из министерства экономического развития, а прогнозы министра Алексея Улюкаева высоко ценит. Хотя и министры могут ошибаться. С опубликованным в начале февраля министерством обновленным прогнозом на 2015 год, по которому котировки нефти не превысят в 2015 году 50 долларов за баррель, а среднегодовой курс доллара составит 61,5 рубля, Антон Толмачев мог бы поспорить. А вот от предыдущих прогнозов минэкономразвития - 80 долларов за баррель и 49 рублей за доллар, считает "наш министр финансов", веет большим экономическим оптимизмом.
Пользуясь случаем, "РГ" предложила юному экономисту снова заглянуть за горизонт. Выдать прогноз по курсу рубля и стоимости нефти, к примеру, на начало июня 2015 года. Антон Толмачев предположил, что к лету мировые цены на нефть "на конфликте в Йемене", который еще не разрешится, скорее, будут и дальше подниматься, чем падать, и достигнут 70-80 долларов за баррель. "Точнее - 78 долларов за баррель", - спланировал удачливый прогнозист.
Для того чтобы евро начал расти, объективных причин нет, поскольку ситуация в Греции не меняется и вряд ли греки уступят свои позиции, размышляет он дальше. А потому наряду с другими факторами, которые влияют на европейскую валюту, евро к июню может ощутимо упасть к доллару и сравняться с ним. "Этот эффект подействует на спекулянтов, которые могут вызвать дальнейшее падение евро. И если власти Евросоюза не предпримут серьезных мер, то " европеец" так и продолжит снижаться", - говорит лицеист.
Рубль на фоне растущей нефти, по расчетам Антона Толмачева, сможет к началу первых летних отпусков отыграть к доллару 7-8 рублей и укрепиться на отметке 50. Евро может остаться в диапазоне 58-59 рублей. "Но, скорее, это все-таки будет 57 рублей", - уточняет он.
В разговоре о себе с корреспондентом "РГ" Антон Толмачев не скрывает, что до 8-го класса учился в обычной школе и, к сожалению, был плохим отличником. Потому что, когда перешел в лучший лицей города, таковым быть перестал. Четверки появились по химии, по английскому. Впрочем, как он говорит, благодаря находчивости и концентрации на поставленной задаче статус хорошего отличника он восстановил.
Сейчас готовится к экзаменам в московский вуз. Свой карьерный рост связывает, возможно, с работой в крупном консалтинговом агентстве. При этом хочет поработать "над преобразованиями российской современной переходной экономики". "В ней мне интересны вопросы экономического роста, экономические методы стимулирования технического прогресса, решение проблемы моногородов" - говорит он.
Кстати, большинство участников-прогнозистов сильно отстали от лидера, поскольку не учли динамику соотношения не только рубля к доллару и к евро, но и самочувствие пары "доллар-евро".