По его словам, в Киргизии существуют разные оценки уровня теневой экономики. Национальный статистический комитет, к примеру, указывает на ее рост, к которому привела нестабильность после двух революций. Так, согласно исследованиям ведомства, в 2002-2003 годах размер теневой экономики составлял 16,5-17 процентов к ВВП. В 2014-м этот показатель увеличился до 21 процента.
- Отдел экономики и инвестиций аппарата правительства КР приводит другие цифры, - говорит Тайырбек Сарпашев. - По экспертным оценкам, приводимым отделом, максимального объема теневая экономика достигала в 1998-2001 годах. Тогда показатель объема нелегального производства составлял 58 процентов к ВВП. После 2001 года размер теневой экономики стал снижаться. В 2014 году он достиг 48 процентов, что в денежном выражении равно 143,6 миллиарда сомов (около трех миллиардов долларов).
Как полагает первый вице-премьер КР, из-за того, что часть экономики республики пребывает в тени, бюджет Киргизии за годы независимости недополучил свыше шести миллиардов долларов. Вместе с тем половины этой суммы хватило бы для погашения внешнего долга. "Согласно исследованиям, основными причинами ухода предпринимателей в тень являются высокий уровень налогооб-ложения и социальных выплат,
неэффективное налоговое администрирование, непрозрачное законодательство и коррупция, - говорит Тайырбек Сарпашев. - Большие резервы теневой экономики сохраняются в области торговли, услуг, строительства и операций с недвижимым имуществом".
Тем временем
По данным Генпрокуратуры КР, в 2014 году возбуждены уголовные дела против трех депутатов, четырех министров и более 100 чиновников местного самоуправления. Как заявила глава надзорного ведомства КР Индира Джолдубаева, еще четыре уголовных дела расследуются в отношении Госдирекции по восстановлению городов Оша и Джалал-Абада.