На русском языке вышел вестерн лауреата Букеровской премии Элеанор Каттон

Весна принесла немало книжных новинок, как художественных, так и документальных. Часть наиболее интересных из них представлена в нашем обзоре.

Элеанор Каттон. Светила

Впервые на русском языке вышел роман, недавно отмеченный Букеровской премией. Автору удалось создать многоплановое произведение, в котором стилизация одновременно под викторианский роман и вестерн переплетается с искусной литературной игрой, превращающей героев в планеты и созвездия, которые перемещаются в строгом соответствии со звездными таблицами. Действие романа разворачивается на Южном острове Новой Зеландии в эпоху "золотой лихорадки". Герой, отправившийся в далекое путешествие ради решения семейных проблем, внезапно открывает для себя их тайные пружины. Потрясение от подлости близких еще слишком свежо в момент, когда ОН оказывается, к тому же, в непривычной обстановке среди суровых людей, которые хотят знать все о новичке-золотодобытчике, его планах и побуждениях. "Наверно, я мечтал о том, что будет после… то есть, к чему золото ведет и чем может стать… - Вы ведь понимаете, трансмутация - превращение не в золото, а превращение золота во что-то другое". Среди таких, на первый взгляд, неожиданных для колониста философских экскурсов и более традиционных старательских баек о "самородочках размером с дамский пистолет" наивный пришелец из метрополии поначалу теряется. Но вполне возможно, что его изначальная профессия юриста пригодится тут больше, чем готовность учиться промывать золотоносный песок.

Григорий Аросев. Ольга Аросева. Одна для всех

В издании рассказывается о многих малоизвестных фактах из биографии знаменитой актрисы, а также о ее отце - председателе ВОКСа (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей), встрече сестер Ольги и Елены Аросевых со Сталиным... Когда началась Великая Отечественная война, Ольге Аросевой еще не было шестнадцати, тем не менее, она приступила к обучению в парашютной школе, но инструкторы обнаружили, что будущая актриса страдает непреодолимой боязнью высоты. Зато страх сцены ей свойственен не был - только глубочайшее уважение к своей профессии, которое никогда не позволяло легендарной "пани Монике" почивать на лаврах. Так продолжалось до последних ее дней: "Многие артисты, доживая до определенного возраста, соглашаются на роли-синекуры, когда бурные аплодисменты вызывает только выход почтенного старца (или благородной старухи) на сцену. А далее несколько реплик, и дело сделано, овации гарантированы. Аросева никогда не относилась к таким: она в театре всегда исполняла главные роли, которые требовали от нее напряжения все сил…". Отдельные главы книги повествуют о самых примечательных ее ролях, а также о Театре Сатиры, звездой которого она была.

Евгений Примаков. Россия. Надежды и тревоги

Новая книга государственного деятеля и ученого посвящена самым животрепещущим вопросам жизни современной России и всего мира. Среди международных проблем одной из самых важных и болезненных, по мнению автора, остается терроризм, а также вновь открывшиеся точки противостояния в разных регионах планеты. "Окончание холодной войны привело к ликвидации биполярной мировой системы. Начало образовываться многополярное мироустройство. Объективный характер такой динамике придало не только прекращение военно-политического противостояния по идеологическому признаку двух групп государств, каждое из которых возглавлялось Соединенными Штатами или Советским Союзом, но и убыстряющаяся неравномерность развития других членов мирового сообщества". Автор напоминает, что некоторые эксперты увидели в крушении биполярного мира признаки "потери контроля", дестабилизации и иных печальных явлений, и отмечает, что путь развития многополярного мира мог быть намного положительнее, поскольку снимал угрозу глобального конфликта, но на создание современной сложной ситуации повлияло стремление сделать мир после распада СССР однополярным. Также Примаков пишет о внутренних проблемах России, грандиозных, но не продуманных проектах и отрицательных экономических явлениях.

Андрей Демидов. Тайны звенящих холмов

Исторический роман посвящен эпохе Великого переселения народов в VII веке. События этого периода в значительной степени определили дальнейший облик средневековой Европы на много веков вперед. Автору удалось умело совместить захватывающий сюжет и подробное повествование о древних обычаях, эпосе, повседневном существовании людей, еще живущих в тесном контакте с дикой природой: "Лисица прижалась грязным белым брюхом к прошлогодней пожелтевшей хвое и повернула в ту сторону свою узкую морду. Чёрные бисеринки настороженных глаз различили две человеческие фигуры, идущие вдоль реки. Два плечистых бородатых человека, одетые в одинаковые кожаные рубахи, увешенные оружием и походным скарбом, вышли на поляну и остановились. За их спинами горбатились громадные мешки из грубой рогожи, напряжённые лица были мокры от пота, а длинные волосы, схваченные на лбу вышитыми ремешками, слипались и перепутались с чащобным сором. Лисица юркнула в тень поваленного ветром вяза и осторожно засеменила прочь от этого неспокойного места, подальше от запаха человеческого пота и дыма…". Среди обширного свода легенд и сказаний, наполнявших жизнь наших далеких пращуров, особое место отведено преданию о Звенящих холмах и хранящихся там великих сокровищах.

Леонид Беловинский. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни

В огромном фолианте дается объяснение не только выпавшим из обихода словам и понятиям, но и разъясняется общественное содержание современных нам реалий в недалеком прошлом. Появившиеся на свет после распада СССР россияне лишены наглядного представления об ушедшей эпохе, а те, кто родился в 1930-1950-х годах, - уже, по словам составителя, имеют смутное понятие о первой половине советской истории в ее повседневной части. Помимо этого в текст включены отдельные термины и понятия, распространенные в дореволюционную эпоху, но сохранившие свою актуальность и в советское время. "Самокат - старое название велосипеда; в 1920-1930-х годах в Красной армии были "самокатные" части (обычно роты) пехоты, передвигавшиеся на велосипедах… самодеятельное "средство передвижения" детей и подростков… Распространение подростковых велосипедов в 60-х годах привело к постепенному исчезновению самокатов". В издании рассказывается о советском спорте и спортивных лагерях, спецобслуживании и спецзаказах на книги, оксфорде (это модные во времена НЭПа мужские брюки), октябрятах, октябринах и магазинах "Океан", гидрокурице (так в 1950-х годах называли камбалу) и гигантомании, молодежных кафе и отгулах, почетном революционном оружии и пристежных воротничках, прогулах и уплотнении.

Елена Степанян. Рассказы о чудесах

Сборник произведений известного драматурга объединяет сюжеты, в которых повседневность тесно связана с обращением к древним культурным и философским истокам, что позволяет подняться над суетой и, возможно, понять важное и актуальное в современности. Хотя во многих случаях человек, чья душа стремится от дольнего к горнему, может столкнуться с непониманием окружающих. Будь то странник, который в давшей название всей книге пьесе-притче "Рассказы о чудесах", ходит по Европе XVIII века, чтобы рассказывать всем встречным о том, как людям важны и нужны чудеса. Или наши почти современники, пытающиеся строить свою жизнь по строгим нравственным заветам древних мудрецов ("Терджибенд"). Но порой, если вдуматься, даже самые суровые скептики скрывают в своих душах то самое чудо, над словами о котором они, кажется, готовы посмеяться. Это может быть и способность к состраданию, и ответственность, и непризнание за собой права разрушить чью-то надежду: "Да потому что на всю эту местность один-единственный постоялый двор, а я - его хозяин! Продать - никто не купит, прибыли наши известные! А бросить все и уйти в долину, так посуди сама - опять придет зима, завоет вьюга, и мы будем думать, что здесь, в горах, кто-то бродит вокруг нашего покинутого дома и умирает без тепла и пищи! Нет, мне это не по вкусу! Лучше уж буду сидеть у своего очага и дожидаться своих гостей!". Даже мимолетное соприкосновение с мудростью и духовным богатством не сразу, но ведет человека к прозрению и преображению его натуры.

Сюзи Ходж. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать

В издании рассказывается о различных направлениях в искусстве, начиная от неолита до наших дней, с особым акцентом на последних двух столетиях. Уделено внимание истории русского авангардного искусства начала XX века, в том числе - конструктивизма. Этот термин вошел в широкий обиход к 1920 году. "Идея объединила два разных подхода. Во-первых, представления Татлина о социальной роли искусства, согласно которым художник обязан подчинять собственную индивидуальность нуждам общества. Новые формы из новых материалов должны соответствовать новому общественному устройству. Второй подход основывался на убеждении Кандинского и Малевича в том, что искусство - исключительно личное дело человека, но достижение общего идеала вполне может быть его конечной целью". В это период Татлин создал "Памятник Третьему Интернационалу", а через несколько месяцев была открыта первая выставка конструктивистского искусства в Москве. Среди других тем - социальный реализм, возникший за океаном в 1930-е годы и отражающий возмущение художников социальной, политической и расовой дискриминацией и экономическими проблемами. Одна из глав посвящена лэнд-арту - произведениям, выполненным непосредственно в природном окружении, с использованием природных материалов и пейзажа как средств и формы.

Маилис де Керангаль. Чинить живых

Новый роман известной писательницы, награжденной многими литературными премиями, посвящен теме нравственного выбора на фоне тяжелых переживаний и трагических обстоятельств. Компания молодых приятелей-серфингистов, возвращаясь после отдыха на побережье, попадает в автокатастрофу. Один из них травмирован так, что состояние его безнадежно. И теперь его близким предстоит принять тяжкое решение: отключить ли его от аппаратов жизнеобеспечения и отдать ли его сердце - пациенту, ждущему пересадки? Ведь от их ответа зависит жизнь матери троих детей. "Полярная ночь; казалось, непроглядное небо растворилось, и пушистые слои облаков прорвались, освободив Большую Медведицу. Теперь сердце Симона перемещалось в пространстве, двигалось по орбите, по рельсам, по дорогам, заключённое в контейнер, пластиковая, чуть шероховатая оболочка которого тускло поблёскивала в лучах электрического света; это сердце окружили трепетным, небывалым вниманием…". А с другой стороны, почти невозможно поверить, что любимый сын, возлюбленный - это уже только оболочка, существование которой держится только на приборах.

Дино Компаньи. Хроника событий, случившихся в его время

Книга, впервые опубликованная лишь в 1726 году и повествующая о событиях уже и тогда более чем четырехсотлетней давности, являет собой уникальный историко-литературный памятник. Для нас эти записки флорентийца, современника Данте, - всего лишь история давно минувших дней, но автор выступает как хроникер своей современности, рассказывая о еще продолжающихся событиях. Он не может сдержать негодования по поводу недостойных поступков своих сограждан, при этом обвиняя противников в коварстве и жестокости. "12 мая 1311 г. император со своими людьми со значительной частью ломбардцев, графов и синьоров, отправился к Брешии. Он обложил ее осадой, ибо ему сказали, что город не сможет держаться, не имея запасов продовольствия… Император приступил к осаде; он вызвал мастеров и приказал построить военные машины, вырыть подкопы и соорудить укрытия…". В книге изнутри показана устройство и жизнь средневекового города, причем философские сентенции сменяются описанием военных действий и бытовыми подробностями. Особый интерес представляет то, что тогдашняя Флоренция как бы в миниатюре переживает те же самые революции и гражданские войны, которые начнут сотрясать Европу столетия спустя.