Такой прирост произошел несмотря на то, что цены на эти лекарства контролирует государство, фиксируя при регистрации максимальную отпускную цену производителя. Но, во-первых, в этом году минздрав пошел на некоторые уступки фармкомпаниям, разрешив проиндексировать отпускную цену. А во-вторых, свое слово сказали продавцы: оптовые склады и аптеки стали назначать максимальную разрешенную торговую надбавку.
И все же главный фактор подорожания - это, конечно, падение курса рубля. Если половина лекарств на рынке - это импорт, то рост цен неизбежен. И те препараты, которые не вошли в перечень важнейших, подорожали значительно сильнее, чем те итоговые 13 процентов, озвученные Вероникой Скворцовой.
По итогам января 2015 года, по данным DSM Group, 56 процентов проданных препаратов были отечественными (в натуральных единицах измерения). В денежном выражении из-за относительной дешевизны наших лекарств по сравнению с импортом картинка другая: в стоимостном выражении отечественная продукция занимала лишь 26 процентов рынка. Остальное - импорт.
Так что не случайно Скворцова много говорила об импортозамещении. По ее словам, к 2020 году благодаря программе развития фармпрома мы сможем производить у себя 90 процентов жизненно важных лекарств. Все возможности для этого есть, считают в минздраве.
Однако при этом стоит отметить, что мы зависим не только от импортных таблеток, то есть готовых лекарств, но и от сырья. Почти весь объем препаратов, который производится внутри страны, - это либо расфасовка готовых препаратов, завезенных из-за рубежа, либо свое производство, но на импортных субстанциях. Поэтому без развития собственной химической промышленности слезть с лекарственной импортной иглы очень быстро будет не так просто.
Дополнительной мерой сдерживания цен Скворцова назвала расширение сети государственных аптек. По мнению министра, государственная аптечная сеть должна задавать ориентир работы для остальных аптек. "Мы ее сохраним обязательно и разовьем, но не будем отказываться и от частного сегмента", - пояснила Скворцова.
Правда, в регионах все последние годы происходил как раз обратный процесс: количество муниципальных аптек сокращалось, их замещали коммерческие. Но даже сохранение оставшихся и открытие новых госаптек вряд ли серьезно повлияет на уровень цен, говорят эксперты. Глава Аптечной гильдии Елена Неволина заявляла, что от аптек требуют выполнения социальных функций (например, обязательного минимального ассортимента лекарств, включая и те, которые продаются в очень малых объемах, а потому невыгодны), но все экономические требования - аренда помещений, уплата налогов - для аптек такие же, как и для прочих коммерческих торговых предприятий. Поэтому большинство коммерческих аптек работают с минимальной прибылью.
Создание госаптек потребует серьезных дотаций из бюджетов регионов, предупреждает аналитик лекарственного рынка Давид Мелик-Гусейнов. Если такую сеть делать на базе муниципальных аптек, то потребуется примерно полгода-год и минимум средств. Если же регионы пойдут по пути создания новых аптечных точек, выкупа их у частных сетей, процесс может затянуться на более долгий срок.