В Киргизии вынесут на референдум поправки в Конституцию

Конституция Киргизии, несмотря на мораторий на внесение в нее изменений до 2020 года, может быть поправлена. Как утверждают источники в парламенте (Жогорку Кенеше), законодатели намерены расширить полномочия правительства и партий, а также уточнить положения о судебной ветви власти. Поправки предполагается вынести на референдум, который, как ожидается, будет проведен в один день с выборами в Жогорку Кенеш.

Так, в частности, предлагается наделить главу правительства полномочиями освобождать членов своего кабинета от должности без согласования с парламентом, а также единолично назначать и снимать мэров и руководителей райадминистраций. При этом если премьером выбран депутат, он сохраняет за собой мандат. Партии, прошедшие в парламент, в свою очередь, получат право отзывать своих депутатов, кроме того, поправки позволят законодателям проводить судебные реформы.

- В ближайшее время законопроект о внесении изменений в Конституцию будет вынесен на обсуждение парламента (Жогорку Кенеша), - подтвердил информацию, выступая на круглом столе, посвященном развитию парламентаризма, лидер фракции "Ар-Намыс" Феликс Кулов. - О документе уже оповестили президента страны. Мы не намерены как-то затрагивать полномочия главы государства или Жогорку Кенеша. Но есть намерение увеличить полномочия правительства, обеспечить независимость судебной системы. Если нам удастся набрать 80 голосов, то законопроект будет вынесен на референдум.

Править или нет Основной закон страны, как ожидается, население решит во время выборов в парламент

Завесу тайны над поправками приоткрыла депутат от фракции СДПК Галина Скрипкина. По ее словам, действующая редакция Конституции не позволяет должным образом провести судебную реформу.

- Мы убираем кассационную инстанцию из областных и городских судов, и теперь решение по кассационному или надзорному обжалованию будет приниматься Верховным судом (ВС), - говорит Галина Скрипкина. - Но, насколько мы можем судить по жалобам граждан, решения не всегда принимаются ВС обоснованно. Единственная инстанция, которая способна помочь в этом случае, и она успешно работает в других странах, - президиум Верховного суда. Однако в Конституции подобного органа нет, в ней указаны только судебные коллегии. Это барьер для проведения судебной реформы, который надо устранять. Также предлагается исключить из Конституции и суды присяжных, которые затратны для бюджета и создают риск кланового отбора на местах.

Впрочем, единодушия в рядах законодателей пока нет. Часть парламентариев, к примеру, выступает против поправок в Конституцию. Некоторые полагают, что изменение главного закона страны приведет к усилению полномочий президента, другие призывают придерживаться ранее объявленного моратория на конституционные реформы. Разделилось во мнениях и экспертное сообщество. Отдельные его представители полагают, что в респуб-лике следует объединить аппараты президента и правительства и во главе последнего поставить главу государства, тем самым сократив штат и расходную часть бюджета. Их оппоненты опасаются, что внесение поправок в Конституцию может быть воспринято обществом как покушение на парламентскую систему правления и вызвать беспорядки.

Так или иначе, но окончательное решение по предполагаемым поправкам будет принимать парламент, и к какому выводу он придет, станет известно в ближайшее время.