Список этих товаров опубликовала на своем сайте Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует состояние цен в стране после введения Россией эмбарго на импорт продовольствия из Европы и США. В нем есть и промтовары, например, зубная паста, мыло и туалетная бумага.
Решение о заморозке приняли тринадцать крупных торговых сетей, которые занимают приличную долю рынка. Цены на эти товары в рознице могут снижаться, если они упадут у оптовиков, рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.
"Ближе к середине апреля пройдет обсуждение, что делать дальше, - сообщил он "Российской газете". - Исходя из того, как будет складываться ситуация на рынке будет принято решение о возможном продлении этой акции". И добавил, что из-за стабилизации курса рубля цены на ряд товаров в мае уже не потребуется "морозить".
"Если тенденция роста цен на определенные группы товаров будет сохраняться, то будет принято решение о продлении моратория", - сказал Карпов.
В таблице, опубликованной ФАС, есть данные о минимальных и максимальных "замороженных" ценах. Эта "вилка" объясняется тем, что, например, магазин с самыми низкими ценами на хлеб в Москве зафиксировал стоимость батона в 8 рублей 40 копеек. Тогда как в магазине с самыми высокими ценами "замороженная" стоимость батона составила 27 рублей.
С сопоставлением этих данных, правда, есть проблема. "Компании предоставили достаточно много коммерческой информации, сведения достаточно подробные. Но они друг с другом трудно сопоставимы, -рассказывает представитель ФАС Павел Бугров. - Как правило, это разные упаковки от разных производителей и с разным весом. Так что и цены могут сильно отличаться".
Но, так или иначе, магазины дали понять, на какие продукты они сейчас обращают пристальное внимание. Каждый магазин определял сам, на какие товары фиксировать цены и на каком уровне. 56 наименований, вошедших в список, существенно шире определенного правительством перечня социально значимых продуктов (24 наименования, в том числе, мясо, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, соль, хлеб, мука, крупы и некоторые фрукты и овощи).
Российские продавцы посчитали социально значимыми такие товары, как пельмени, чай, шоколад, консервированный горошек, майонез, килька в томатном соусе и туалетная бумага. Правда, случаи существенного расширения перечня, судя по таблице ФАС, все же единичны.
Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина замечает, что между стремлением исполнить социальные обязательства и желанием провести удачную пиар-кампанию есть тонкая грань. И чтобы понять, кто из сетей честно старается сдержать цены, а кто - заманить покупателей, нужно анализировать сопоставимые цены. Например, приводить все цены за определенные единицы объема (например, литр молока) или массы (килограмм свинины).
Разнородность данных приводит ко многим несостыковкам, указывает эксперт. Например, говядина в Нижнем Тагиле оказывается дешевле, чем в российской житнице - Белгороде. Или в Москве находится пачка сливочного масла за 38 рублей (дешевле литра молока). "Это может быть одноразовая упаковка в несколько грамм. Но никак не полноценная пачка нормального масла", - говорит Тюрина.
Та же ситуация по многим продуктам. Несопоставимость данных не дает сравнить и разницу по регионам. Кроме того, есть продукты, которые стоят одинаково во всех регионах, потому что минимальную цену объявила федеральная торговая сеть. Но на некоторые товары, - в основном, плодоовощной группы и рыба, - цены вполне показательны, указывает эксперт.
По ее словам, проблем с удержанием цен у магазинов быть не должно. По тем позициям, где цены выглядят адекватными, оптовая стоимость товаров сейчас не растет. Так что и давление на продавцов сейчас не оказывается, говорит она.
Еще не все сети прислали информацию о "замороженных" ценах, указывают в ФАС. Вероятно, служба будет дополнять или пересматривать полученные данные, говорит Павел Бугров. Возможно, к нынешнему списку "замороженных" продуктов добавятся и другие. Кроме того, в ведомстве считают, что сети и сами бы могли публиковать данные с конкретными ценами и товарами на своих информационных ресурсах. Или делать это организованно через Ассоциацию компаний розничной торговли. "Тогда потребители могли бы составлять для себя адекватную картину и идти в определенные магазины", - говорит представитель ведомства.
В ФАС обещают следить за тем, чтобы сети выполняли взятые на себя обязательства. Но также подчеркивают, что АКОРТ тоже должна следить за поведением своих членов. В случае обнаружения резкого роста цен на те или иные товары, Бугров советует посетителям магазинов направлять в ФАС обращение по обычной или электронной почте. "Все обращения мы рассматриваем и анализируем", - говорит представитель ведомства.
Отметим, что среди сетей, предоставивших в ФАС данные о "замороженных" ценах, находятся Атак, Ашан, Глобус, Вестер, Утконос, БИЛЛА, Зельгросс, Карусель, МЕТРО, О КЕЙ, Пятерочка, Перекресток. Кроме того, некоторые другие российские торговые сети ранее объявили о проведении такой же кампании, но данных в ФАС пока не предоставили.