Новости

02.04.2015 09:10
Рубрика: Культура

Фельетоны под гармонь

К столетию Марии Мордасовой издали воронежские частушки
Под одной обложкой собрали задорные и забористые строки из репертуара "королевы частушки" - легендарной солистки Воронежского русского народного хора Марии Мордасовой, а также ее безвестных товарок, хранящих традиции в черноземной глубинке. Четверостишия из рукописной тетради Марии Николаевны опубликованы впервые. Руководители фольклорных ансамблей уже открыли охоту на новое издание - помимо текстов, в него вошли и нотные записи.

- Книгу "Воронежская частушка" мы подготовили вместе с учеными из ВГУ к юбилею певицы, - сообщила директор областного литературного музея Светлана Деркачева. - На очереди - выпуск альбома с фотографиями и воспоминаниями о Марии Николаевне. В ближайшие годы будем активно развивать музей-квартиру нашей замечательной певицы в центре Воронежа.

Парадокс, но самый что ни на есть народный жанр частушки перестал быть массовым. Ушел и с эстрады, и из обыденных встреч-гулянок. Молодежь вряд ли представляет, какую популярность имела Мария Мордасова в советское время. В войну она давала концерты на фронте и в госпиталях, поднимала дух бойцов. После войны ее голос звучал изо всех динамиков. Ей подражали. Людмила Зыкина дорожила дружбой с воронежской певицей, считала, что дар ее не был полностью раскрыт - Мария Николаевна прекрасно исполняла и протяжные, грустные песни, и романсы. Но осталась в истории как "королева частушки".

Родилась Маша Яркина в деревне Нижняя Мазовка (ныне село Черняное Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье. Талант унаследовала от матери, лучшей в округе песенницы. Выступала в школьном хоре, в сельском клубе. Вышла замуж прямо перед войной (взяла фамилию мужа), вскоре овдовела. О сценической карьере и мыслей не было - "тамбовская канарейка" трудилась на износ. Доярка, свинарка, швея... А зимой 1942-1943 годов в селе Анна стали собирать Воронежский русский народный хор. И одной из первых пригласили Мордасову. Тридцать лет она отдала этому коллективу, став его "визитной карточкой". Собирала частушки, сама сочинила больше трехсот - например, ушедшие в народ "Топится, топится в огороде баня", "Летят утки, два гуся" или "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе". Порой Мария Николаевна изобретала (на основе привычных) и мелодии - как говорила ее мама, "были бы слова, а мотив найдется". Позже Мордасова была артисткой Воронежской областной филармонии, передавала опыт молодежи (ее преемницей по праву считается народная артистка РФ Екатерина Молодцова). Много гастролировала по России и за рубежом, получала мешки писем от поклонников - в том числе с новыми частушками.

- Она использовала все возможные мелодические основы - "Матаню" (плясовая с частушками, название - прозвище для любимого человека. - прим. "РГ"), "Барыню", "Семеновну" ("Ивановну"), курскую "Тимоню", тамбовскую "Канарейку", медленные "Страдания", - отметила инженер лаборатории народной культуры ВГУ Алла Чернобаева. - Причем один и тот же текст мог исполняться на разные мотивы. Находка Мордасовой - тематические циклы.

Так, после войны артистка часто пела про солдата Тимоню (он у нее походил на Василия Теркина) и на бис - "Частушки о победителях":

Разгромил врагов миленок

И теперь домой пришел.

Чернобровую Марусю

Он в Воронеже нашел.

Освоение целины, реформы в деревне ("Не хотелось из-за Васи / Покидать родной колхоз / Тут колхозы укрупнились - / Разрешился наш вопрос"), успехи социалистического производства ("В стране Советской мы хорошо живем / Дорогой светлою вперед идем"), "Межпланетные частушки" про покорение космоса... За эмоциональным откликом на события в этих "русских хокку" часто стоит житейская мудрость, которой только и можно объяснить долготерпение нашего народа:

Все налогом обложили:

И корову, и быка.

Говорят, теперь обложат

Колорадского жука.

Были в арсенале Мордасовой частушки-"длиннушки" и "коротушки", "веселушки" и "нескладушки". Ласковых обращений, диалектных и придуманных на ходу, в них не счесть: нынешние "светлые человечки" и "лапуси" в подметки не годятся. Липецкое "золотайка-золотой", воронежское "духаня" или "дусяня", тамбовское "шураня". А еще забавочка, притяточка, ягодиночка, дролечка, воталинка, залеточка, миленок, дорогунчик, золотаюшка, хорошечка, страдашечка, ахточка, симпатенок...

Что ж, дусенок, редко ходишь -

В пятилетку восемь раз.

Если кажется далеко,

Приходи, живи у нас.

- Частушка - энциклопедия жизни. Чаще всего поют, конечно, о любви - от знакомства и ухаживаний до, уж извините, эротики. Сохранились в памяти сельчан частушки о Гражданской войне и коллективизации, в новейшее время возникли темы рыночных и национальных отношений, наркомании и проституции, - рассказала руководитель лаборатории народной культуры ВГУ Татьяна Пухова. - Филологи Воронежского госуниверситета собирают фольклор больше полувека, сборники частушек регулярно выходили с 1953 года до 1970-х. А потом образовался разрыв. Чтобы его ликвидировать, мы включили в новую книгу как частушки из репертуарных сборников, которые использовала Мордасова, так и материалы экспедиций 1990-2010-х годов. В этот период было записано более семи тысяч частушек, причем заметно, как с каждой поездкой их количество уменьшалось. В советской деревне легко находили по 30-40 частушечниц, причем и довольно молодых, а теперь поют единицы - в основном те, кому за 70.

В советской деревне легко находили по 30-40 частушечниц, а теперь поют единицы

Любопытно, как перекликаются частушки полувековой давности с теми, что появились в перестройку и "нулевые":

Когда Ленин умирал,

Сталину наказывал:

- Много хлеба не давай,

А сало не показывай.

Дело, казалось бы, прошлое. Ан нет:

Дома сахару не стало,

В магазинах - тоже нет.

Берегут здоровье наше -

Нам не страшен диабет.

И, наконец, современная - докризисная - реальность:

Путин Вова, помоги,

Денег дай на сапоги!

Ходить к милке через лог

Невозможно без сапог.

Не потеряли актуальности частушки о начальстве всех мастей: "Ой, товарищ агроном, / Сделай одолжение. / Чаще в поле выходи, / Не сиди в правлении". Как и прежде, афористически точны наблюдения деревенских социальных философов: "Раньше были времена, / А теперь моменты. / Даже кошка у кота / Просит алименты".

Воронежский библиофил Олег Ласунский предложил ученым серьезно заняться феноменом частушки (пока она еще жива) и изучить ее региональные особенности:

- Когда-то давно мне подвернулась тоненькая брошюрка костромских частушек Нерехтского уезда. Автор - Павел Флоренский. Я думал, это однофамилец известного священника. Оказалось - нет, в пору учебы в Московской духовной академии он действительно ездил на каникулы к товарищу в Костромскую губернию и там собирал фольклор. Было бы интересно сравнить, скажем, северорусские частушки с южными, воронежскими.

Прямая речь

Эдуард Ефремов, собкор газеты "Сельская жизнь":

- Вот пойми эту Россию. При Пушкине частушек не было, он увлекался сказками: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма..." Проживи он еще немного - влюбился бы в частушку. Какой сжатый образ: "На горе стоит туман, сушится пеленка. Вся любовь твоя обман, окромя ребенка".

Горько: частушка никогда не возродится, как не возродится былая жизнь деревни. Но, если те "клопята", которые сегодня исполняют народные песни, вырастут и не потеряют интереса - они превзойдут Мордасову. Она, по сути, тоже была как дитя. До самого конца.

Узнав о том, что стала Героем Соцтруда, немедленно отправилась в село Гремячье к своему "любимому солдату" - ветерану Великой Отечественной Федору Емельяновичу Телкову: "Это не моя мядаль, это награда всех, кто Родину спас. Вот Федору по такому случаю и дадим концерт!" Мария Николаевна и впрямь стала петь для него одного. Вскоре в дом набилась тьма народу, и она выполняла "заявки", пока от духоты не осела на пол в полуобмороке. Отвезли в местную больницу - главврач сделал Мордасовой укол и велел полежать у них пару дней. Так она и в палатах частушки запела! Всех больных "завела" и вылечила!.. К вечеру ее, конечно, через обком разыскали и вернули в Воронеж.

Справка "РГ"

Мария Николаевна Мордасова (1915-1997) - исполнительница и собирательница русских народных песен и частушек, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и "Знак Почета". Ее имя носит хор Павловского музыкального училища в Воронежской области и Черняновский народный хор - в Тамбовской. В декабре прошлого года в столице Черноземья впервые прошел всероссийский конкурс частушки "Распотешная Матаня", куда съехались артисты из двух десятков регионов России. Гран-при завоевала студентка из Санкт-Петербурга Вероника Курбанмамадова.

Контакт

Музей-квартира М. Н. Мордасовой - Воронеж, пл. Ленина, д. 9, кв. 32. Телефон для справок и заказа экскурсий: (473) 255-67-32

Культура Музыка Фолк Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж РГ-Видео
Добавьте RG.RU 
в избранные источники