02.04.2015 10:57
    Поделиться

    В ДФО раскритиковали новые правила распределения рыбных квот

    Новые правила распределения квот на вылов рыбы вызвали критику дальневосточных экспертов
    В правительстве РФ подходит к концу разработка важнейшего для Дальнего Востока документа.

    Законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" Федеральное агентство по рыболовству направило в минсельхоз в начале ноября прошлого года. В декабре эксперты настояли на том, что поправки требуют серьезной доработки, и рекомендовали отозвать документ. В 2015-м он вернулся, обогатившись поступившими от рыбацкого сообщества замечаниями. Теперь до 10 апреля Росрыболовство представит новый проект.

    Среди его положений - повышение порога освоения квот с 50 до 70 процентов, требование не менее 70 процентов объема полученной квоты осваивать на собственных рыбопромысловых судах или приобретенных по договору лизинга.

    Нововведения коснутся и прибрежного рыболовства. Промышленные и прибрежные квоты в нынешнем виде к 2018 году прекратят существование. Появится единая квота, закрепленная на 25 лет. По ней будут рассчитывать доли промышленного и прибрежного рыболовства, подразумевая в дальнейшем переход к единому промысловому пространству. Прибрежные квоты станут определять ежегодно. Пользователи получат право подать заявку о намерении вести прибрежное рыболовство - в пределах своего объема квот. К заявленному количеству применят повышающий коэффициент 1,2. При этом уловы нужно доставлять в свежем и охлажденном виде на берег, а перегрузы и производство продукции на судах запретят. А после утверждения прибрежной квоты остаток будет распределен для промышленного лова по долевому принципу.

    Зато в проекте нет положения о том, что доли квот для прибрежного рыболовства должны закрепляться за теми предприятиями, которые зарегистрированы в данном субъекте. Как отмечают эксперты, это равносильно снижению роли регионов в руководстве "прибрежкой".

    Комментарии

    Антон Сухоруких, заместитель генерального директора предприятия по производству консервов "Южморрыбфлот", Приморский край:

    - В целом рыбаки ждут от нового закона ясных правил работы на длительный временной отрезок, чтобы было понятно, каким образом выстраивать свой бизнес. Должны быть заданы ориентиры и цели государственной политики в рыбной отрасли и сформированы стимулы для движения к ним. Однако добыча рыбы - очень сложный вид деятельности, и резкие кардинальные изменения условий промысла способны создать непредвиденные трудности и подорвать этот механизм. Работа по новым правилам начнется с 2018 года. Поэтому, полагаю, еще есть время на то, чтобы, как говорится, семь раз отмерить.

    Сергей Карепкин, заместитель председателя правительства Сахалинской области:

    - Нас не устраивает отсутствие законодательного запрета на перевод закрепленных долей квот добычи водных биоресурсов на предприятие из другого субъекта Федерации (не того, где осуществляется промысел). Для большинства муниципальных образований Сахалинской области налоги, поступающие от рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих компаний, являются основой формирования бюджета. Поэтому, не решив эту проблему, нельзя продолжать работу по обсуждению и принятию данного законопроекта.

    Сергей Рябченко, председатель комитета рыбного хозяйства Хабаровского края:

    - То, что субъекты намерены отстранить от управления прибрежным промыслом, совершенно противоречит логике развития любого региона. Это неправильно. Доли квот для прибрежного рыболовства должны закрепляться за теми предприятиями, которые зарегистрированы в этом субъекте. Иначе нет никакой ответственности, никакой обозримой перспективы развития. Еще одна проблема: при прибрежном рыболовстве станет обязательной поставка уловов в свежем и охлажденном виде и не допускаются переработка на судах, перегруз судов. Это ставит рыбное хозяйство края в патовую ситуацию. Так, например, Хабаровский край не сможет полностью осваивать выделенные объемы нерестовой прибрежной сельди, которая сегодня добывается именно по "запрещаемой" законопроектом схеме. Между тем край - практически единственный регион, который ведет лов этого вида рыбы. В 2013 году мы взяли 13 тысяч тонн прибрежной сельди, в 2014 - больше 15 тысяч. Если бы уже действовали меры, запрещающие переработку на судах уловов и перегрузы, мы не смогли бы достичь таких результатов.

    Сергей Красильников, президент Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякского округа:

    - Список замечаний можно начать с отсутствия пояснительной записки к законопроекту. Его авторы не объясняют нам, каких целей они добиваются, каких показателей намерены достичь. То, что закон в существующей редакции позволял наращивать объемы добычи, это факт. Хотелось бы знать, что именно не устраивает в этой редакции авторов законопроекта и что именно они хотят улучшить. К сожалению, не учтены решения третьего Всероссийского съезда рыбаков. В законопроекте полностью исчезла роль регионов, что, на мой взгляд, неправильно.

    Владимир Латынцев, генеральный директор рыбодобывающего предприятия "Поларис", Камчатский край:

    - Оценить все изменения сегодня, не зная, как сложится практика завтра, очень сложно. Понятно одно. Авторы проекта исходят из желания перераспределить квоты между рыбаками. Это свидетельствует о том, что данные изменения нацелены не на защиту интересов среднего и малого бизнеса в рыбной отрасли. Много вопросов вызывает спешка в принятии поправок в закон одним большим пакетом. Было бы лучше, если бы предлагались изменения, которые касаются конкретной проблемы. А когда проект такой большой, с совершенно разными предметами регулирования, очень сложно дать общую оценку, что, вероятно, и учли инициаторы поправок.

    Поделиться