Доля легкой промышленности в Крыму сократилась до 0,5 процента

После возвращения полуострова в состав России легкая промышленность столкнулась с двумя основными проблемами: надо не только уверенно конкурировать с дешевым китайским импортом, но и быстро переориентироваться с украинского на российский рынок сбыта. В условиях дороговизны сырья и отсутствия оборотных средств задача эта почти нерешаемая.

Нелегкая промышленность

- По итогам 2014 года доля легкой промышленности республики в общем объеме производства была менее 0,5 процента, хотя, для сравнения, в 1990 году она составляла семь процентов, - рассказал начальник отдела развития гражданских отраслей промышленности министерства промышленной политики РК Денис Малтабар. - И это при том, что общий уровень промпроизводства в республике сейчас существенно ниже того периода.

В советские времена легкая промышленность была одной из ведущих в экономике Крыма и занимала четвертое место по объему производства среди промышленных направлений. Но последние 25 лет привели к полному упадку отрасли.

- Ни для кого не секрет, что в последнее время отечественные производители, конкурируя с контрабандной и контрафактной продукцией, ради удержания свои позиции на рынке вынуждены были снижать цены, - продолжает Малтабар. - Это приводило к сокращению прибыли и, как следствие, к снижению объема оборотных средств и налоговых отчислений в бюджет.

Сегодня крымский легкопром - это полтора десятка некрупных предприятий, из которых лишь четыре производят конкурентоспособный товар, который можно продавать в магазинах. Средние и мелкие производители специализируются на шитье постельного белья, мужских костюмов, одежды для детей, школьной формы и спецодежды.

Модельный ряд

Возрождение крымского легкопрома власти называют одним из приоритетов. Но вытеснить китайских производителей, захвативших наш рынок, немногочисленным крымским производителям пока не под силу.

Директор частного предприятия AST из Евпатории Армен Торасян говорит, что с китайскими товарами конкурировать практически невозможно, потому что они имеют низкую цену, а большинство покупателей в Крыму - люди небогатые. К тому же у крымских предприятий нет запаса прочности.

- После семилетнего перерыва сейчас на нашем предприятии мы возрождаем производство кожаной обуви, до этого работали 15 лет, участвовали даже в международных выставках и занимали призовые места, - рассказывает Торасян. - Пока наша продукция в торговую сеть не идет: делаем опытные образцы, шитые вручную. Мастеров обучаем самостоятельно. Уже наладили поставку кожи с материковой части России, потому что в Крыму ее нет. Если удастся возродить на полуострове овцеводство, о чем говорит власть, и наладить качественную обработку кожи, она наверняка будет востребована производителями обуви.

Обувных производств в Крыму сейчас всего два - помимо евпаторийского предприятия еще одно есть в Симферополе. Индивидуальный заказ можно сделать и частным предпринимателям. На прилавках местных магазинов - чаще китайская и реже европейская обувь. Хотя в советское время Симферопольская кожобувная фабрика выпускала самый широкий ассортимент качественной обуви.

Одеть по форме

В швейном производстве конкуренция в Крыму гораздо сильнее. Три крымские фабрики и одна севастопольская шьют школьную форму и мужские костюмы.

Керченская швейная фабрика когда-то была крупнейшей в Крыму, но в переходный период из 95 работников осталось только 25, финансовые потери оказались очень большими.

- Мы, к сожалению, держали все яйца в одной корзине, работая оптом только с Украиной, а после воссоединения Крыма с Россией, естественно, лишились 85 процентов сбыта, - рассказывает директор керченской швейной фабрики Александр Волков. - На крымский рынок шло только 15 процентов продукции. Быстро переориентироваться оказалось невозможно, потому что мы перерегистрировались только в июне 2014 года, а сертификаты соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза получили лишь в августе. В результате все, что мы пошили за прошлый год, осталось на складе.

Правда, благодаря тому, что украинские товары тоже не смогли прийти в Крым, местные производители увеличили свою долю на местном рынке. Пока для Керченской швейной фабрики и ей подобных предприятий он единственный.

- Чтобы вывезти нашу продукцию в другие регионы России, нужно только в маркетинг вложить не меньше пяти миллионов рублей, - говорит директор керченского предприятия. - Чтобы производителя знали, он должен участвовать в выставках. А поездка на одну обходится в 250-300 тысяч рублей. Поэтому пока ориентируемся только на крымский рынок.

Не менее серьезна проблема поставки сырья. Раньше ткани приобретали на Украине и в Турции. Сейчас это невозможно из-за роста курса доллара. На складах еще остались остатки импорта, но надолго их не хватит.

- Начали работать с Брянским комбинатом шерстяных тканей, но за полгода он повысил цену на свой товар на 50 процентов, - рассказывает Александр Волков. - Себестоимость школьного костюма выходит 4,2 тысячи рублей, а в Крыму доходы у большинства родителей - 5-7 тысяч. Смогут ли они купить своим детям школьную форму? Другие производители предлагают сделать 50-процентную предоплату за ткань, которую поставят через 2,5 месяца.

Производителям мужских костюмов проще: взрослый покупатель скорее отдаст предпочтение качественному изделию, пусть даже более дорогому.

- Ткани везем отовсюду, - рассказывает директор ООО "Симферопольская швейная фабрика "Арден" Александр Зайнулин. - Заказали их на турецкой фабрике, правда, пришлось два месяца ждать исполнения заказа, да и цена выросла: сейчас в Турции метр ткани стоит 7-8 долларов. Плюс доставка. Кроме того, в костюме масса дополнительных деталей - а это тоже расходы.

Шить без остановки

В цехах Керченской швейной фабрики современные костюмы шьют на машинках вековой давности. Но пока о масштабной реконструкции производства можно только мечтать.

- Пока мы не наладим сбыт, о модернизации даже думать бессмысленно, - говорит ее директор. - Сейчас взяли микрокредит на миллион рублей, чтобы к следующему учебному году выполнить заказ на пошив формы. Сможем принять на работу еще пару десятков человек. А техническое "перевооружение" будет стоить 1,5 миллиона долларов. Нам такое не потянуть.

- Объемы производства пока небольшие из-за того, что нет производственных площадей, - признается директор фабрики "Арден" Александр Зайнулин. - Ограниченные оборотные средства не позволяют купить помещение, а арендовать не получается. То, что предлагают, не приспособлено для швейного производства. Значит, придется ремонтировать здание, проводить электричество, делать заземление, прорубать окна. А потом мне собственник скажет: спасибо, мы разрываем договор. И я буду делать ремонт другому собственнику?

В будущее представители легкопрома Крыма смотрят с оптимизмом. Во-первых, потому что развитие курорта повысит спрос на постельное белье, во-вторых, реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов потребует крупных партий спецодежды. В-третьих, в России все ведомства имеют корпоративную форму, а в Крыму им нужно одеть весь новый состав.

- Плюс школьная форма, - продолжает он. - В Крыму 260 тысяч школьников. Если керченская фабрика за год может пошить около 30 тысяч костюмов, симферопольская - 20, севастопольская - еще 30, получается 80 тысяч костюмов. Все остальное - это некачественная китайская продукция. Так что емкость крымского рынка сейчас огромная, и главное - заполнить его качественным и недорогим товаром.

Комментарий

Андрей Скрынник, министр промышленной политики РК:

- Легкая промышленность Крыма за последние два десятилетия незаслуженно была забыта. Это не способствовало развитию экономики республики, потому что прибыль уходила производителям других государств. Мы планируем возродить производство товаров легкой промышленности, детской одежды, обуви. Наша задача - обеспечить крымским предприятиям кооперацию с поставщиками из России, ближнего и дальнего зарубежья. Легкая промышленность как никакой другой сегмент способна быстро адаптироваться к новым условиям. Здоровый патриотизм поможет нам в условиях санкций восстановить экономику Крыма и внести свою лепту в развитие экономики России.

Кстати

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года предусматривает, что доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составлять не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 процентов объема производимой легкой промышленностью продукции. Крыму до таких показателей пока очень далеко.