02.04.2015 14:28
    Поделиться

    Слабовидящие посетители Нацмузея РТ смогут трогать экспонаты

    Знакомые всем с детства таблички "Руками не трогать", которые десятилетиями сопровождали выставочные витрины, скоро сами станут музейными экспонатами. В год 120-летнего юбилея Национальный музей Татарстана наладит тактильный контакт со слабовидящими посетителями. Им предоставят возможность трогать руками предметы, которые они не могут видеть.

    Редкие штучки

    Как рассказала заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе Национального музея РТ Светлана Измайлова, специально для этого были изготовлены муляжи редкостей - исторических древностей и макеты архитектурных памятников, которые представлены в экспозиции:

    - Музей выходит за привычные рамки. Сейчас мы не просто не запрещаем трогать, а, напротив, настаиваем на этом. Пришло время рушить стереотипы. Чтобы привлечь посетителей, мы делаем ставку на ожившие экспозиции и мультимедийные технологии.

    По ее словам, Национальный музей РТ берет на заметку все лучшие идеи, которые воплощают у себя зарубежные коллеги и научные сотрудники Государственного Эрмитажа, Дарвиновского музея:

    - Когда мы говорим о перспективе развития нашего музея, то прежде всего рассчитываем на то, что сможем построить современное фондохранилище, куда откроем доступ экскурсионным группам. Посетители должны видеть, как работают реставраторы и какие сокровища хранит музей у себя в подвалах. Несмотря на то, что мы проводим около ста выставок в год, посетители видят только 1,5-2% из нашего собрания. Тогда как музей располагает фондом в 910 тысяч единиц.

    Сейчас попасть в хранилища могут только сотрудники музея и посетители, которым нужно ознакомиться с экспонатами фондов для научных работ. Но для этого придется предоставить веские доводы и получить специальный пропуск. И даже тогда посетитель не сможет остаться с редкостями один на один.

    Уникальную возможность заглянуть в святая святых Национального музея РТ в виде исключения предоставили корреспонденту "РГ".

    Настоящий клад

    В 1938 году весть о том, что в доме на улице Грузинской (ныне Карла Маркса) была найдена тайная комната с ценными вещами, облетела всю Казань. Находку века назвали "кладом Флоренского", по имени человека, который здесь жил до революции. Это был известный ученый, преподаватель Императорского Казанского университета Василий Флоренский, который переехал в Казань из Томска.

    Тайную комнату обнаружил любопытный комендант дома, который нашел несоответствие в планировке и строительных чертежах дома, чудом сохранившихся на чердаке. В схеме фигурировала еще одна комната в подвале, о которой комендант ничего не знал. Дверь в нее скрывал прибитый к полу шкаф. Когда милиция вскрыла помещение, перед ними предстала комната, забитая старинной мебелью, одеждой и ценными предметами. Среди них были археологические находки, серебро, коллекция фарфора, иконы, фотографии и письма.

    Предположили, что семья Флоренского, когда произошла революция, все это богатство спрятала в тайной комнате, чтобы позже вещи забрать. Сам Флоренский умер задолго до октябрьских событий.

    Найденными сокровищами государство распорядилось следующим образом - одежда разошлась по комиссионкам, книги были переданы в научную библиотеку имени Лобачевского, иконы отдали музею изобразительных искусств, а вот серебряные предметы просто-напросто исчезли. Национальному музею досталась коллекция фарфора, а также письма, фотографии и археологические находки из Минусинской котловины.

    По словам старшего научного сотрудника отдела вещевых источников Антонины Губайдуллиной, основу "клада Флоренского" составляла богатая коллекция из Минусинской котловины - предметы быта и оружие кочевников.

    - Это чисто мужская коллекция, которая дает нам представление о тюркском воине. Здесь и бритвенные принадлежности, и наконечники стрел, и конские украшения, и большое собрание кинжалов.

    Кстати, предметы из его коллекции положили начало созданию Томского археологического музея, большая и лучшая часть собрания раритетов теперь хранится в Казани.

    Жемчужины коллекции

    А вот в основу Национального музея РТ было положено собрание известного казанского коллекционера и ученого XIX века Андрея Лихачева. По сей день остается загадкой, где он находил и за какие деньги приобретал предметы, которых в мире единицы.

    Главным раритетом его собрания, а теперь собрания Национального музея РТ, стал античный кратер IV века до н.э., найденный на территории Южной Апулии (Италия).

    - Это образец парадной краснофигурной посуды из античной коллекции, на которой изображены женщина в длинном хитоне и бог любви Эрот, - рассказывает Светлана Измайлова. - Эпохой расцвета вазописи стал IV век: к тому времени мастера научились передавать сложные ракурсы, детально прописывать мускулатуру обнаженных тел и складки одежды. Сосуд использовали для вина в торжественных случаях. О редкости нашего кратера свидетельствует клеймо Мастера Трилистника.

    Казанцы даже не догадываются о том, что в фондах музея ждет своего часа богатая древнеегипетская коллекция.

    - Мы являемся обладателями внутреннего расписного женского саркофага Ни-си-та-Уджат-ахет, изготовленного в Фивах в XI веке до н. э., - говорит старший научный сотрудник отдела вещевых источников Антонина Губайдуллина. - В конце XIX века в Египте было найдено четырнадцать аналогичных саркофагов. Наш был передан в дар казанскому университету российским императором Александром III, который в свою очередь получил его от правителя Египта Аббаса II Хельми.

    Среди 300 экспонатов из египетской коллекции сотрудники музея выделяют глиняный сосуд с изображением лодочки и паруса, датированный IV тысячелетием до н. э. Известно, что попал он в музей в 1944 году, однако кто передал его в дар, остается загадкой. На сегодняшний день это самый древний экспонат.

    - По аналогии нам удалось установить, что это погребальный сосуд, - рассказывает Антонина Губайдуллина. - Предположительно, в загробном мире он вечно должен был служить своему хозяину тарой для зерна. Именно поэтому, несмотря на свой возраст, сосуд сохранился практически в первозданном виде, со временем лишь немного стерся рисунок.

    Для вечной жизни предназначался еще один экспонат Национального музея РТ - ушебти, фигурка человека из известняка, которая должна была выполнять в загробной жизни различную работу за ее хозяина.

    По словам старшего научного сотрудника, ушебти украшена богатыми иероглифами из "Книги мертвых", которые даже не потерлись. Но расшифровать надписи в музее не могут. Специалистов по Древнему Египту в России единицы. Им пока не до казанской ушебти...

    И о рыбках...

    Гордостью естественнонаучного фонда Национального музея РТ является 4-метровая чудо-рыба, пожалованная в 1902 году тогдашнему Казанскому городскому музею Министерством императорского двора. Царь-рыбу выловили на Волге под Астраханью и преподнесли к императорскому столу. Но рыбине нашли более достойное место. Чучело гигантской белуги отправили из Санкт-Петербурга в Казань по железной дороге. Несколько лет назад рыбку отреставрировали, и она снова занимает достойное место в экспозиции.

    Белуга - самый крупный экспонат естественного научного фонда. Самыми же миниатюрными являются чучела малых бурозубок, вес которых не превышает четырех грамм.

    - В фондах хранятся два редких экспоната из таксидермической мастерской Франца Шиллингера, которая работала до революции в Нижнем Новгороде, - говорит заведующая отделом вещевых источников Марина Новикова. - Мастерская славилась своими учебными пособиями и необычными картинами-барельефами, которые тогда были в моде. В наших фондах хранится биологическая группа малых бурозубок под изящным стеклянным колпаком. И картина-барельеф с полупрофильной птичкой под названием красноплечий трупиал. Экспонаты поступили к нам в начале прошлого века. И ни один из них не нуждается в реставрации, что говорит о высоком качестве мастеров. Сейчас за работами Шиллингера охотятся антиквары, так что приобрести их большая удача.

    Поделиться