Редкие штучки
Как рассказала заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе Национального музея РТ Светлана Измайлова, специально для этого были изготовлены муляжи редкостей - исторических древностей и макеты архитектурных памятников, которые представлены в экспозиции:
- Музей выходит за привычные рамки. Сейчас мы не просто не запрещаем трогать, а, напротив, настаиваем на этом. Пришло время рушить стереотипы. Чтобы привлечь посетителей, мы делаем ставку на ожившие экспозиции и мультимедийные технологии.
По ее словам, Национальный музей РТ берет на заметку все лучшие идеи, которые воплощают у себя зарубежные коллеги и научные сотрудники Государственного Эрмитажа, Дарвиновского музея:
- Когда мы говорим о перспективе развития нашего музея, то прежде всего рассчитываем на то, что сможем построить современное фондохранилище, куда откроем доступ экскурсионным группам. Посетители должны видеть, как работают реставраторы и какие сокровища хранит музей у себя в подвалах. Несмотря на то, что мы проводим около ста выставок в год, посетители видят только 1,5-2% из нашего собрания. Тогда как музей располагает фондом в 910 тысяч единиц.
Сейчас попасть в хранилища могут только сотрудники музея и посетители, которым нужно ознакомиться с экспонатами фондов для научных работ. Но для этого придется предоставить веские доводы и получить специальный пропуск. И даже тогда посетитель не сможет остаться с редкостями один на один.
Уникальную возможность заглянуть в святая святых Национального музея РТ в виде исключения предоставили корреспонденту "РГ".
Настоящий клад
В 1938 году весть о том, что в доме на улице Грузинской (ныне Карла Маркса) была найдена тайная комната с ценными вещами, облетела всю Казань. Находку века назвали "кладом Флоренского", по имени человека, который здесь жил до революции. Это был известный ученый, преподаватель Императорского Казанского университета Василий Флоренский, который переехал в Казань из Томска.
Тайную комнату обнаружил любопытный комендант дома, который нашел несоответствие в планировке и строительных чертежах дома, чудом сохранившихся на чердаке. В схеме фигурировала еще одна комната в подвале, о которой комендант ничего не знал. Дверь в нее скрывал прибитый к полу шкаф. Когда милиция вскрыла помещение, перед ними предстала комната, забитая старинной мебелью, одеждой и ценными предметами. Среди них были археологические находки, серебро, коллекция фарфора, иконы, фотографии и письма.
Предположили, что семья Флоренского, когда произошла революция, все это богатство спрятала в тайной комнате, чтобы позже вещи забрать. Сам Флоренский умер задолго до октябрьских событий.
Найденными сокровищами государство распорядилось следующим образом - одежда разошлась по комиссионкам, книги были переданы в научную библиотеку имени Лобачевского, иконы отдали музею изобразительных искусств, а вот серебряные предметы просто-напросто исчезли. Национальному музею досталась коллекция фарфора, а также письма, фотографии и археологические находки из Минусинской котловины.
По словам старшего научного сотрудника отдела вещевых источников Антонины Губайдуллиной, основу "клада Флоренского" составляла богатая коллекция из Минусинской котловины - предметы быта и оружие кочевников.
- Это чисто мужская коллекция, которая дает нам представление о тюркском воине. Здесь и бритвенные принадлежности, и наконечники стрел, и конские украшения, и большое собрание кинжалов.
Кстати, предметы из его коллекции положили начало созданию Томского археологического музея, большая и лучшая часть собрания раритетов теперь хранится в Казани.
Жемчужины коллекции
А вот в основу Национального музея РТ было положено собрание известного казанского коллекционера и ученого XIX века Андрея Лихачева. По сей день остается загадкой, где он находил и за какие деньги приобретал предметы, которых в мире единицы.
Главным раритетом его собрания, а теперь собрания Национального музея РТ, стал античный кратер IV века до н.э., найденный на территории Южной Апулии (Италия).
- Это образец парадной краснофигурной посуды из античной коллекции, на которой изображены женщина в длинном хитоне и бог любви Эрот, - рассказывает Светлана Измайлова. - Эпохой расцвета вазописи стал IV век: к тому времени мастера научились передавать сложные ракурсы, детально прописывать мускулатуру обнаженных тел и складки одежды. Сосуд использовали для вина в торжественных случаях. О редкости нашего кратера свидетельствует клеймо Мастера Трилистника.
Казанцы даже не догадываются о том, что в фондах музея ждет своего часа богатая древнеегипетская коллекция.
- Мы являемся обладателями внутреннего расписного женского саркофага Ни-си-та-Уджат-ахет, изготовленного в Фивах в XI веке до н. э., - говорит старший научный сотрудник отдела вещевых источников Антонина Губайдуллина. - В конце XIX века в Египте было найдено четырнадцать аналогичных саркофагов. Наш был передан в дар казанскому университету российским императором Александром III, который в свою очередь получил его от правителя Египта Аббаса II Хельми.
Среди 300 экспонатов из египетской коллекции сотрудники музея выделяют глиняный сосуд с изображением лодочки и паруса, датированный IV тысячелетием до н. э. Известно, что попал он в музей в 1944 году, однако кто передал его в дар, остается загадкой. На сегодняшний день это самый древний экспонат.
- По аналогии нам удалось установить, что это погребальный сосуд, - рассказывает Антонина Губайдуллина. - Предположительно, в загробном мире он вечно должен был служить своему хозяину тарой для зерна. Именно поэтому, несмотря на свой возраст, сосуд сохранился практически в первозданном виде, со временем лишь немного стерся рисунок.
Для вечной жизни предназначался еще один экспонат Национального музея РТ - ушебти, фигурка человека из известняка, которая должна была выполнять в загробной жизни различную работу за ее хозяина.
По словам старшего научного сотрудника, ушебти украшена богатыми иероглифами из "Книги мертвых", которые даже не потерлись. Но расшифровать надписи в музее не могут. Специалистов по Древнему Египту в России единицы. Им пока не до казанской ушебти...
И о рыбках...
Гордостью естественнонаучного фонда Национального музея РТ является 4-метровая чудо-рыба, пожалованная в 1902 году тогдашнему Казанскому городскому музею Министерством императорского двора. Царь-рыбу выловили на Волге под Астраханью и преподнесли к императорскому столу. Но рыбине нашли более достойное место. Чучело гигантской белуги отправили из Санкт-Петербурга в Казань по железной дороге. Несколько лет назад рыбку отреставрировали, и она снова занимает достойное место в экспозиции.
Белуга - самый крупный экспонат естественного научного фонда. Самыми же миниатюрными являются чучела малых бурозубок, вес которых не превышает четырех грамм.
- В фондах хранятся два редких экспоната из таксидермической мастерской Франца Шиллингера, которая работала до революции в Нижнем Новгороде, - говорит заведующая отделом вещевых источников Марина Новикова. - Мастерская славилась своими учебными пособиями и необычными картинами-барельефами, которые тогда были в моде. В наших фондах хранится биологическая группа малых бурозубок под изящным стеклянным колпаком. И картина-барельеф с полупрофильной птичкой под названием красноплечий трупиал. Экспонаты поступили к нам в начале прошлого века. И ни один из них не нуждается в реставрации, что говорит о высоком качестве мастеров. Сейчас за работами Шиллингера охотятся антиквары, так что приобрести их большая удача.