03.04.2015 13:53
Поделиться

Синглы Бориса Гребенщикова: "Кондуктор" и другие

Борис Борисович Гребенщиков снова порадовал своих поклонников. Бессменный лидер коллектива "Аквариум", радиоведущий, аксакал русскоязычной рок-музыки и просто замечательный человек подарил своим слушателям новый сингл - песню "Кондуктор", которая успела стать настоящим хитом. Мы посчитали ее недавний релиз хорошим поводом вспомнить другие - самые, на наш взгляд, удачные - синглы БГ.

"Кондуктор" (2015)

Информационный повод этой заметки появился в Сети совершенно неожиданно - и, как это часто бывает с новыми песнями Бориса Борисовича, доступен для бесплатного прослушивания или скачивания. Впрочем, любой желающий может пренебречь щедростью патриарха отечественного рока и заплатить: деньги на сей раз пойдут на по-настоящему благое дело - лечение от тяжелой болезни одного из основателей "Аквариума", легендарного Анатолия "Джорджа" Гуницкого. В "Кондукторе" звучат его стихи, и особенно примечательно, что исполнителем песни значится группа "Террариум". Ровно так же назывался проект Гребенщикова (при участии Максима Леонидова, Вячеслава Бутусова и многих других замечательных людей), который разразился своим единственным альбомом в мае двухтысячного года. "Лирику" для той дюжины композиций написал именно Гуницкий. Можно только гадать, почему Борис Борисович решил возродить "Террариум" именно сейчас. Но определенные догадки на этот счет у нас есть. Вполне возможно, что БГ решил развеяться после подчеркнуто минорной, эмоционально тяжелой и накрепко привязанной к нашему времени "Соли" - и потому отвлекся на легкую абстрактную психоделию. Новый сингл звучит именно в таком - ненавязчивом и очень приятном, с фолковыми вкраплениями - ключе. Такой же, очевидно, будет и уже анонсированная полноформатная пластинка.

"Пришел пить воду" (2014)

Скорбная и медленная баллада Бориса Борисовича предварила своим выходом релиз вышеупомянутой "Соли" и заранее настроила слушателей на нужный лад. В частности, дала понять, что БГ в его тогдашнем состоянии было не до благодати и юмора. Отсюда и невеселый минимализм самой музыки (монотонные переборы гитарных струн и ксилофонное позвякивание на их фоне лишь ближе к концовке разбавляет гудение гобоя), и жутковатые афоризмы, произносимые Гребенщиковым. Один из них - собственного сочинения: "Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом". Второй - библейская строчка о том, как "соль теряет силу и становится яд". Все это, к сожалению, звучит весьма актуально: вода с каждым годом делается все мутнее и узнать ее вкус, увы, все сложнее. Как бы то ни было, более уместного "анонса" для первой за двадцать лет сольной пластинки лидер "Аквариума" придумать просто не мог.

"Фавн" (2013)

Борис Борисович никогда не скрывал, что помимо рок-музыки и фолка во всем их разнообразии его интересуют и совершенно иные жанры. Например, музыка симфоническая. Еще в середине восьмидесятых, записывая свой "День Серебра", БГ попытался сымитировать звучание оркестра, накладывая партии виолончели и скрипок одну на другую. Ну а вышедший в позапрошлом году "Фавн" обзавелся полноценной симфонической аранжировкой, чему поспособствовал оркестр знаменитой лондонской студии Abbey Road. По словам Гребенщикова, не слишком типичный для него эксперимент был продиктован желанием "скинуть цепи" и попробовать себя в свободном творческом полете. Итог - весьма удачный гимн покою, расслабленности и послеполуденному отдыху на свежем воздухе. Лучшего саундтрека для созерцательной весенней прогулки, пожалуй, не найти.

"Расти, борода, расти" (2012)

Лихой гитарный хард-рок БГ и компания посвятили удивительному феномену бороды. А также нежно любимым Борисом Борисовичем античным сюжетам (в частности, эпической "Одиссее" Гомера) и развеселому бытовому пьянству. И все-таки борода в тематическом реестре удалой песни - явно на первом месте. В чем, пожалуй, нет ничего удивительного: БГ - один из главных брадолюбцев и брадоносцев отечественной музыкальной сцены, и представить его без густой растительности на лице попросту невозможно. Само собой, из "Бороды" получился настоящий хит. Ее мотив и по сей день накрепко заседает в голове, а хриплый пиратский вопль "йо-хо" звучит гораздо убедительнее, чем любой из монологов разукрашенного макияжем и облаченного в камзол Джонни Деппа. Между прочим, о бороде - атрибуте в наши дни не менее модном, чем "пиджак от Yamamoto и штаны Comme de Garcons", и обязательному для почти любого уважающего себя мужчины - БГ долго и с уважением рассказывал в одном из лучших выпусков своего "Аэростата".

"Рожденственская Ночь" (2010)

Так называемые рождественские синглы - давняя музыкальная традиция в странах Запада (записывали их очень многие - в диапазоне от великого барда Джонни Кэша до весьма примечательной в лучшие свои годы поп-группы The Killers). А вот в России ее до поры игнорировали. Восполнить столь досадный пробел решил, конечно же, дорогой Борис Борисович. Вместе с музыкантами "Аквариума" он написал замечательную "Рождественскую Ночь" на стихи прекрасного поэта Афанасия Фета. Автор песни назвал ее "скромным вкладом в празднование Рождества и Нового Года" - и тем самым явно принизил свои заслуги. Три с половиною минуты этой тишайшей и красивейшей вещицы создают атмосферу праздника, гарантируют хорошее настроение тому, кто по каким-либо причинам устал физически или морально, и рекомендованы к прослушиванию не только в Сочельник.

"Древнерусская тоска" (1996)

Насыщенная аллюзиями на шедевры русской литературы разных лет "Древнерусская тоска" - пожалуй, одна из самых хрестоматийных вещей "Аквариума" девяностых. Цитаты из "Мертвых душ", "Размышлений у парадного подъезда", "Слова о полку Игореве" пришлись как нельзя кстати в песне о, пожалуй, самом непростом десятилетии новейшей истории России. Парадоксальным образом нарочито дурашливая песня и сейчас выглядит лучшей иллюстрацией того времени. Вопрос о том, куда мчится тройка, соседствует с воплем "Харе Кришна", а туркам, которые "строят муляжи Святой Руси за полчаса" нет никакого дела до плача Ярославны. Музыкально "Тоска" также, что называется, попала в яблочко. С помощью разухабистого акустического фолка БГ удалось собрать из катавасии образов единое целое - очень убедительное в своей сумасшедшей иронии. Кстати, десятью годами позже Гребенщиков сочинил на этот же мотив еще одну песню - гораздо более суровую кислотную "бомбу" под названием "Афанасий Никитин Буги".