Сразу теряюсь в лабиринтах бутиков и иду в первый попавшийся. Пара покупателей, любезные консультанты, приятный дизайн. Дама средних лет берет детскую лаковую туфельку и тут же ставит обратно. Цена - пять тысяч с небольшим. Крошечные ботиночки на годовалого малыша - 4 тысячи. Пиджак на шестилетнего мальчика - 8700, рубашка - 4900.
В следующем магазинчике у кассы очередь. Покупателей - не протолкнуться. И цены более-менее терпимые. Лакированные туфельки здесь стоят 1349 рублей. Есть отечественные бренды.
- Это российская марка, - объясняет продавец покупательнице, - она, может быть, на вид невзрачная, но очень хорошо держит детскую ножку. И цена хорошая - 2100 рублей всего.
В магазинчике известного французского бренда скучают консультанты.
- У нас не всегда так, - улыбаются девушки, - люди приходят, осматриваются, прицениваются.
- Цены у вас, конечно... - я рассматриваю пышный конверт для новорожденных с рюшами и стразами. Конверт стоит десять тысяч.
- Там еще подушечка, а сам конверт трансформируется в одеяло, рюши можно отстегнуть, - оправдывает высокую цену консультант.
Здесь же шорты на двухлетнего мальчика - 1200, футболка - 1499.
- Все натуральное, не вредное для нежной детской кожи, - комментирует продавец.
В магазин заходят покупатели, просматривают ценники и выходят.
- Пойдем, - покупательница средних лет тянет за рукав мужа.
- Но почему? - Он, вероятно, только присел отдохнуть.
- Дорого все.
- Ваш "Детский мир" был лучше? - спрашиваю у них.
- Намного лучше, - улыбается женщина, - и дешевле.
У традиционной тележки с мороженым нет очереди. Эскимо 100 рублей, пломбир 70.
- А помнишь, какое тут мороженое на четвертом этаже продавали? - глядя на ценник, спрашивает ухоженная дама свою подругу. Я прошу их рассказать про легендарное мороженое и получаю восхищенные ответы: "Сливочное! Вкуснейшее! В хрустящих стаканчиках! И не за сто рублей!"
- Я тоже помню это мороженое, - подхватывает Алина, молодая москвичка в третьем поколении. Она в детстве обожала приходить сюда вместе с родителями. А сегодня пришла в качестве мамы двухлетней Сони.
- Некоторые цены терпимы, - делится девушка впечатлениями, - я купила дочери туфельки отечественной марки, но если честно, в Интернете они дешевле. Сюда теперь нужно ходить не как в магазин, а как в современный центр развлечений. Судя по путеводителю, здесь много интересного - и интерактивная библиотека, и какое-то "Путешествие по Марсу". Мне понравились столы-планшеты на третьем этаже, где героев "Алисы в Стране чудес" можно раскрашивать в разные цвета, витражи шикарные. Говорят, на крыше есть площадка с подзорными трубами.
У касс в павильоне игрушек очереди.
- А сколько стоит эта игрушка? - спрашивает дама у кассира. На многих товарах пока еще нет цен, что значительно затрудняет выбор покупателей. Взрослые дяди и тети с удовольствием фотографируются с метровым плюшевым медведем за 12 тысяч рублей, разглядывают невиданного плюшевого тарантула за 799 рублей, гладят интерактивных щеночков. В волшебную трубку калейдоскопа всматривается девушка лет двадцати. " Это какое-то чудо!" - комментирует она и ставит калейдоскоп за 899 рублей на место.
В бутике для художников я долго пересчитывала цифры на ценнике, цена на акварельные карандаши лихо скакали от 240 до 13 тысяч рублей.
- С нашим "Детским миром" не сравнить, конечно, - делится своими впечатлениями москвичка Анна Михайловна. - Какая-то пустота. Богатства много, роскоши тоже много. Часы эти, знаете, сколько весят - не одну тонну! Я сфотографировала их, мужу покажу. Но если здесь придумают какие-нибудь мастер-классы для детей, наверное, будет неплохо. В наши времена магазин был душевнее, да и купить можно было много чего. А так цены, как говорит мой муж, - номера телефонов.
- Ничего не купили?
- Купила, - с удовольствием отвечает Анна Михайловна, - со скидкой костюмчик внучке, за 1200 рублей, наш, отечественный! Хотя нашего, российского, здесь, конечно, очень мало.
Уходить из самого большого детского магазина с пустыми руками совсем не хотелось. Сувенирная лавка забита кружками, футболками, ручками, фломастерами с символикой ЦДМ. Самым дешевым сувениром оказалась ручка, но 240 рублей было жалко. Покупать чашку с блюдцем за 1390 рублей или футболку по такой же цене казалось крайне неразумным. Я купила замечательную светящуюся книгу, которую можно читать в темноте (599 рублей) и набор волшебных фломастеров (по такой же цене), которые рисуют в формате 3D и в умелых детских руках творят невероятные чудеса. Ведь именно за чудом идут сюда сегодня повзрослевшие дети.
Выходя из магазина, в котором я искала "разумные" цены, подумала, что, наверное, осталась бы недовольна, если бы ЦДМ был набит только дешевыми товарами. Адреса магазинов и рынков дешевых товаров я и так знаю. А здесь можно купить детям что-то необычное. Такое же чувство вызвали бы у меня и товары сплошь дорогие. В таком значимом магазине, имеющем дело с самыми впечатлительными покупателями на свете, цены во все времена должны "играть". Ведь игра - главный закон детского мира. Интересно, какие игрушки здесь выберут мои сыновья своим сыновьям и дочкам?
Досье "РГ"
"Детский мир" был открыт в 1957 году. Здание проектировал известный архитектор Алексей Душкин. В самом большом магазине детских товаров можно было купить все: диафильмы, ползунки, школьную форму, игру "За рулем" и "Конструктор N 1". Здесь впервые появились колготки, заменив неудобные чулочки на резинке. В 80-е в магазине можно было "достать" чехословацкие туфли, финские комбинезоны, японские дутые куртки. Магазин проводил показ новых товаров, приглашая специальных покупателей, от которых зависела судьба новых игрушек и моделей одежды.