Новости

03.04.2015 13:35
Рубрика: Общество

Число убежденных холостяков в России выросло втрое

Уж замуж невтерпеж - эту хрестоматийную фразу в России за последние 25 лет стали произносить все реже. Как выяснили социологи ВЦИОМ, россияне по-прежнему с уважением относятся к институту брака, однако не считают это самоцелью или "главным доказательством любви". А вариант "стерпится-слюбится" многим и вовсе не по нутру: они предпочитают одиночество и свободу.

Для чего вообще нужен "штамп в паспорте"? В ответе на этот вопрос за 25 лет мало что изменилось. Большинство россиян (56% в 1989 г. и 60% сейчас) считают, что узаконить отношения нужно прежде всего для рождения детей. Пусть у них будут "настоящие" мама и папа, которые полностью отвечают за свои родительские обязанности.

По-прежнему люди играют свадьбы, надеясь как можно дольше прожить рядом с человеком, который поймет и поддержит свою "половину" в любой жизненной ситуации. Таково мнение 43% опрошенных (25 лет назад - 42%). Не изменилось число тех, кто создает семью, чтобы быть кому-то нужным и заботиться о любимом человеке (36%). Видят в семье спасение от одиночества 28% (раньше - 26%). Считают, что иметь семью и детей - это "нравственный долг", 23% наших сограждан (26% в прошлом).

Все, что касается чувств и внутренних убеждений, как видим, осталось неизменным. Но "эпоха рынка" и "борьба статусов" внесли в общественное мнение и ряд корректив. Мы стали несколько материалистичнее - раньше лишь четверть опрошенных уверяла, что только в браке можно иметь дом-полную чашу и благоустроенный быт. Теперь это мнение 38% респондентов. Раньше только 6% считали, что законный брак - это возможность иметь "постоянного сексуального партнера". Сейчас подобную точку зрения высказывает каждый пятый (возможно, потому, что о сексуальной стороне брака в 1989 г. говорить было принято меньше, а к изменам отношение было куда строже). Чаще люди упоминают и "статусную" роль брака. Четверть века назад всего 6% думали, что в брак вступать "принято", так делают все - хоть и не всем удается создать хорошую семью. Сейчас таково мнение 17% россиян.

Все сказки не случайно заканчиваются, а не начинаются со свадьбы. В браке, считают россияне, кроме роз есть и немало шипов или просто сухих колючих веток. Но и в том, что люди говорят об отрицательных сторонах семейной жизни, тоже сильно чувствуется "влияние времени". Вдвое реже (22% сейчас и 40% в 1989 г.) нас пугает быт - пресловутые кастрюли, пеленки или магазины. Настолько же сильно (22% и 42% соответственно) снизилось число тех, кого удручает перспектива после свадьбы "слишком много работать, чтобы обеспечить семье материальное благополучие". Несколько чаще (19% против 15% раньше) россияне стали опасаться "чрезмерной ответственности" за других членов семьи. Однообразие угнетает 16% женатых россиян (было 17%). Зато пленниками семейных уз люди чувствуют себя реже: число тех кому не нравится в браке "ограничение свободы", снизилось на 3 процентных пункта и составляет сейчас 18%. Ровно на столько же уменьшилось число ответов "в семье неизбежны обман, предательство и конфликты" (сейчас - 10%). Что спорить и кричать - встал и ушел восвояси, свобода есть свобода.

Несколько чаще граждане стали говорить, что семья мешает профессиональному росту (10%). А вот о том, что очень много тревог и огорчений в семье доставляют дети, сейчас россияне печалятся вдвое реже, чем 25 лет назад - так ответили 8% вместо прежних 17%.

Во что россияне точно не верят, так это в поговорку "брак - убийца любви". Лишь трое из каждых ста думают, что "живя в семье, невозможно сохранить любовь".

Так жениться все-таки или нет? Число россиян, которые предпочитают брак одиночеству, за последнюю четверть века снизилось на 10 процентных пунктов, но все равно остается подавляющим большинством - 79%. Но и количество убежденных холостяков выросло втрое - с 4% в 1989 г. до нынешних 12%. Хорошее дело браком не назовут, твердят они. "Каждый сам кузнец своего счастья", - получают в ответ.

Общество Соцсфера Социология Наука и образование ВЦИОМ Социология с Екатериной Добрыниной
Добавьте RG.RU 
в избранные источники