Смысл в том, что свободный порт - это не просто транспортный узел со "своим уставом", это комплексный центр развития. Кроме того, когда два соседних населенных пункта, которые разделяет, грубо говоря, проселочная дорога, имеют принципиально разные условия хозяйствования, это провоцирует недобросовестную конкуренцию.
По словам советника министра по развитию Дальнего Востока Павла Волкова, представившего законопроект, очень важно не только максимально упростить режим пропуска судов через госграницу, создать благоприятный налоговый и административный режим, но и организовать на территории переработку иностранных товаров с их дальнейшим реэкспортом либо отправкой в другие регионы страны.
Наука поддерживает такую точку зрения. Как заявил ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец, свободный порт Владивостока должен стать международным центром торговли, транспорта и промышленности, поэтому его границы должны иметь расширенное толкование. По его мнению, здесь эффективно было бы создание предприятий автомобиле- и судостроения, фармацевтики и других.
Налоговый режим на территории свободного порта будет схожим с тем, что действует в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития, которые уже начали создаваться на Дальнем Востоке. То есть это нулевой налог на прибыль в федеральный бюджет в течение 10 лет, минимальный налог в региональный бюджет, ускоренное возмещение НДС, пониженная ставка (7,6% вместо 34%) отчислений во внебюджетные социальные фонды.
Но, как сообщил Павел Волков, в свободном порту предусмотрена новелла, которой нет на других особых территориях, - единый налог свободного порта Владивостока, ставка которого составит 10% от налоговой базы, исчисляемой по принципу "доходы минус расходы". Кстати сказать, когда несколько дней назад, когда законопроект обсуждался с представителями иностранного бизнеса, их идея единого налога чрезвычайно заинтересовала. Как и новелла об абсолютно безвизовом въезде на территорию свободного порта иностранных граждан.
Первоначально предлагалось безвизовый вояж ограничить 72 часами, но по предложению правительства Приморского края и города Владивосток возобладала идея продлить свободное посещение до 7 суток. Не исключено, что в окончательном варианте законопроекта мы увидим и более длительный срок. Логика такова: для представителей бизнеса поездка на 3 дня исключительно по делам вполне достаточна, а вот для туризма, для развития которого в Приморье огромные возможности, этого срока уже мало. Разработчики также учитывали и тот факт, что не со всеми странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе у нас сейчас интенсивное сообщение. Например, самолет из Владивостока в Токио летает всего раз в неделю. Впрочем, если все состоится, как задумано, то рейсов, естественно, прибавится.
Более того, предполагается, что иностранец, въехавший на территорию России через пункт пропуска в свободном порту Владивостока, может поехать в любую точку нашей страны и выехать домой тоже в любом месте.
Исполняющий обязанности вице-губернатора Приморского края Сергей Нехаев сообщил, что очень многие предложения местной власти в законопроекте уже учтены. И все же хотелось бы большего. В частности, в этом законе должны быть созданы преференции не только для бизнеса, но и для рядовых жителей. Поэтому предлагается ввести для физлиц систему торговли дьютифри.
Между тем некоторые эксперты увидели в законопроекте только пряники для бизнеса и не увидели, что же именно получат в результате страна, Дальний Восток, город, люди, наконец. Есть сомнения в том, как будут восполняться выпадающие доходы внебюджетных фондов и федерального бюджета. Своеобразным ответом на эту критику стало выступление главы города Владивостока Игоря Пушкарева. Он сообщил, что администрация сделала финансово-экономическое обоснование законопроекта о свободном порте Владивостока. Результаты такие: если закон будет принят, то к 2021 году потери федерального бюджета составят 13, 840 миллиарда рублей, а доходы консолидированного бюджета составят 33 миллиарда. К 2025 году на территории будет создано 106 тысяч новых рабочих мест. ВРП Приморского края за 10 лет вырастет в три раза. Никаких потерь не будет, убежден Игорь Пушкарев, будут доходы, и в основном за счет переработки.